Минфин экономит на врачах и учителях

Майские указы Владимира Путина стали настоящей головной болью для членов российского правительства. Президент в своих распоряжениях, принятых сразу после инаугурации, потребовал реализовать почти полтора десятка стратегических важных государственных программ, да еще велел к 2018 году увеличить заработную плату бюджетников на 40-50%.
О том, что федеральный бюджет такой нагрузки не потянет, стало ясно еще в сентябре прошлого года, когда верстался уточненный план государственных доходов и расходов на 2013 год. Путин тогда раскритиковал предложения Минфина как явно недостаточные и потребовал бросить все силы и средства на исполнение задуманного. Президент был настроен решительно и рекомендовал премьер-министру Дмитрию Медведеву объявить выговоры сразу трем министрам за срыв сроков исполнения своих поручений. Один из наказанных, министр регионального развития Олег Говорун, позже предпочел уйти в отставку.
Недавно был уволен по собственному желанию и вице-премьер Владислав Сурков – старожил российской политики и некогда один из самых влиятельных людей во власти. Как пояснил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, «это также связано с темой выполнения майских указов».
Две недели назад Путин провел очередное совещание с кабмином и еще раз потребовал от министров безусловного исполнения своих распоряжений. Президент подверг членов правительства резкой критике за проволочки в работе и подчеркнул, что надо «вкалывать и не вводить себя в блуд».
Дополнительное напряжение создает падение темпов роста отечественной экономики. Эксперты спорят, наступил период стагнации или еще нет, но любому экономисту понятно, что дела идут плохо. Попытки Дмитрия Медведева хоть как-то успокоить публику рассуждениями о том, что новый кризис невозможен и с осени нас ожидает рост, успеха не имели. К тому же упорные слухи об отставке самого председателя правительства гуляют по информационному пространству вот уже несколько месяцев.
Понимая, что ситуация накалена до предела, чиновники сейчас стараются действовать максимально эффективно. Недавно на стол президента легли три важных документа: основные направления налоговой политики на 2013-2015 годы, неотложные меры по стимулированию экономического роста и предложения по оптимизации количества госслужащих и бюджетников. Все эти предложения подчинены единой цели – обеспечить исполнение майских указов и при этом не обрушить федеральный бюджет.
По части оптимизации госслужащих и бюджетников Минфин явно пошел на хитрость. В ведомстве решили: раз отложить повышение зарплат не получается – значит, надо сократить число людей, стоящих на государственном довольствии. Тогда и увеличивать общий фонд заработной платы не придется.
Из-под сукна был извлечен указ президента РФ от 2010 года о сокращении в 2011-2013 годах федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных госорганов не менее чем на 20%. Почти три года об этом распоряжении Дмитрия Медведева, который тогда был главой государства, никто не вспоминал, а вот теперь оно пришлось очень кстати.
На основе этого президентского указа Минфин предлагает с 1 октября нынешнего года заняться пересчетом нужных и не очень полезных для общества служащих, а с 1 сентября 2014 года определиться с подходами к повышению зарплат бюджетников.
Замминистра финансов Алексей Моисеев пояснил «Интерфаксу», что денежное довольствие должно повышаться вслед за ростом производительности труда работников. «У президента в указах не написано – просто повысить зарплату, у президента написано – добиться повышения эффективности отраслей и повысить зарплату. То есть «вы будете лучше работать, мы будем больше платить». У нас получилось, что мы просто стали больше платить, – подчеркнул замминистра. – Нам нужно делать так, чтобы люди начали работать лучше. Производительность труда у нас за последние десять лет отставала от роста зарплаты, только один год росла быстрее».
Моисеев не уточнил, на сколько планируется сократить число госслужащих и как будет проведен секвестр среди бюджетников, в числе которых медики, учителя, военные, сотрудники правоохранительных органов, судов. Не ясно также, по какому принципу будет вестись эта работа.
Но, по словам замминистра, нецелесообразно сохранять организации, которые не выполняют непосредственно функции по оказанию госуслуг. «Государство делает кучу вещей, которые не должно делать. У всех есть свои подрядные организации, какие-то строительные компании, транспортные компании, поликлиники и так далее. Почему это должно быть?» – задал он риторический вопрос, отметив, что целесообразнее было бы не держать такие подрядные организации при учреждениях, а покупать эти услуги на рынке по итогам проведения тендеров.
Исторический опыт показывает, что в России распоряжение властей о сокращении чиновников каким-то непостижимым образом приводит к обратному результату – росту их популяции и увеличению их зарплат. На сегодняшний день, по оценкам экспертов, месячная зарплата федерального чиновника составляет более 60 000 рублей. Это в три раза больше, чем жалование работников в сферах здравоохранения и образования.
Работу по оптимизации Минфин планирует начать с анализа эффективности служащих. То есть в конечном итоге решать, кто плох, а кто хорош, кого сократить, а кого оставить, будут по своему усмотрению те же самые чиновники разных уровней, и велика вероятность, что основным принципом отбора станет корпоративная солидарность.
Новая инициатива чревата серьезным ростом общественного недовольства. Нехватка участковых врачей в районных поликлиниках и больницах, воспитателей детских садов и учителей в школах на фоне ухудшающейся экономической ситуации в стране может лишь дискредитировать авторитет власти, который и без того сейчас подвергается серьезным испытаниям.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Так и хочется сказать о нашей власти словами известного человека -"как далеки они от народа".А известно ли нашей власти о том ,какой дефицит врачей,учителей,воспитателей детсадов,особенно на периферии.А ведь,если будет решение сверху,то местные чиновники,опасаясь за свои места,тут-же ринутся его исполнять,не думая о последствиях.Такое уже было не раз.
,
Оклад может быть совсем небольшим, но денег можно получать значительно, в несколько раз, больше именно за счет всевозможных доплат и премий. Потому уместнее говорить не о размере оклада, а о размере получаемых денежных сумм. А это, как правило, две большие разницы.
О каком авторитете власти говорит автор? Этот авторитет растаял еще раньше, чем прошлогодний снег. А к испытаниям им не привыкать, для них это как Божья роса...
вы о чем тут спорите? о том получает ли учитель 12000 или 24000??? вы можете себе физически представить миллиард долларов? думаю, что нет. так вот в России на 2013 год количество долларовых миллиардеров составило 131 человек. если в уме проблема посчитать, то возьмите бумажку и ручку и прикиньте грубо сколько денег в рублях изъято из кармана кажого россиянина только этими 131 персонами. "За прошлый год суммарное состояние предпринимателей с капиталом более миллиарда долларов также выросло. В 2013 году показатель составил 147 миллиардов долларов"
К Вашему сведению, уважаемый Ник, за проверку тетрадей плата идёт отдельной строкой, как и за качество, интенсивность, кабинет. А вот именно Вы сами себя и выдали - в школе-то оказывается не работаете как раз Вы, коли таких вещей не знаете. И классное руководство тоже ОТДЕЛЬНО оплачивается - уроки тут совершенно ни при чём. А во многих регионах за кл. руководство платится ещё и федеральная надбавка, к Вашему сведению. Так что не стоит говорить о том, о чём Вы не имеете представления. Ещё вопросы будут? Отвечу.