]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Экономика
Главная → Экономика → Политэкономия
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
    • Политэкономия
    • Бизнес
    • Личные финансы
    • Мнение экспертов
    • Бизнес-образование
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Построим Евразийский Экономический Союз. Под ключ, без гарантии, дорого

12:36 19.03.2014
, Владимир Панов
Коллаж © KM.RU
Коллаж © KM.RU

Правительство России: оплачивать создание ЕАЭС придется Москве, нагружая налогами нефтегазовый сектор

Тема интеграции постсоветского пространства в последние месяцы далеко не на первом плане, в том числе в России, которая выступает двигателем этого процесса. Тем интереснее было читать интервью заместителя министра финансов Сергея Шаталова агентству «Рейтер». Чиновник рассуждал о создании Евразийского Экономического Союза. И, что самое важное, пролил свет на вопрос о том, за чей счет, так сказать, будет этот банкет.

Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС) планируется запустить с 2015 года силами участников Таможенного союза при ЕврАзЭс – РФ, Белоруссии и Казахстана. Само собой, с перспективой присоединения других государств постсоветского пространства, и не только: интерес к новой структуре выказывала Индия. ЕАЭС предполагает в первую очередь отмену тарифных и нетарифных ограничений в торговле, и в правительстве не скрывают, что оплачивать ее придется России.

Шаталов поведал, что новый торговый режим вынудит Москву предоставлять Астане и Минску субсидии на 30 миллиардов долларов в год, что в пять раз выше той суммы, которая тратится на эти цели сегодня. Компенсировать расходы придется за счет самой состоятельной отрасли экономики – нефтегазовой: ей повысят налоговую нагрузку. Правительство, по словам замглавы Минфина, делает ставку на так называемый «большой маневр»: нефтяникам крупно понизят экспортные пошлины и акцизы и одновременно резко поднимут налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

В Минфине не скрывают, что в конечном счете расплачиваться за все придется российскому потребителю, поскольку нефтепродукты, включая топливо, обречены серьезно подорожать. Правительство предпочло бы регулировать нагрузку на сектор плавно, а не рывками. Но тогда нефтегаз будет «доиться» гораздо хуже, и нужных отчислений нашим партнерам не даст. «За счет тонкой настройки, управляя ставками экспортной пошлины, НДПИ и акцизов, можно сохранить на нынешнем уровне рентабельность нефтедобычи и переработки, избежать негативных последствий для нефтехимии и не подтолкнуть цены на моторное топливо. При резких изменениях все четыре задачи одновременно решить сложнее, – говорит Сергей Шаталов. – При плавном сценарии мы сохраняем или незначительно снижаем уровень субсидий Белоруссии и Казахстану, продолжая маневр, прописанный пока только на три года, и за пределами этого срока теми же темпами или с небольшим ускорением». Шаталов предполагает, что в этом случае шаг в изменении ставок НДПИ и вывозных пошлин мог бы стать однопроцентным.

Чиновник признал и другое: в рамках «большого маневра» с 2015 года будут выровнены нефтяные и мазутные экспортные пошлины, что грозит неприятностями уже нефтяникам. Производство мазута будет все менее рентабельным, что снизит загрузку и прибыльность НПЗ. Им Шаталов обещает «серьезные последствия»: планы обновления стремительно стареющей инфраструктуры придется пересмотреть. Нами уже отмечалось, что российская нефтепереработка лидирует по изношенности основных фондов, и «большой маневр» ее модернизацию явно не ускорит.

Недели не прошло со дня, когда Шаталов дал интервью «Рейтеру», как ему пришлось повысить собственные оценки. Теперь он называет другую сумму субсидий ЕАЭС – уже не 30, а 40 миллиардов долларов в год. Хоть и с оговоркой: это непосильная ноша и самый жесткий сценарий, на случай неуступчивости президентов Назарбаева и Лукашенко. Они не идут по пути России и устанавливают у себя крайне низкие нефтеэкспортные пошлины.

Уговаривать их придется усердно, хотя это – не единственная проблема: «большой маневр» сейчас обсуждается в правительстве, где ищут, как разорвать сразу несколько порочных кругов. По первым прикидкам, новация принесет бюджету порядка 2,5 миллиарда долларов. Но эти деньги могут уйти производителям авиатоплива и нефтехимической продукции: государству придется компенсировать им снижение экспортных пошлин.

Одновременно подскочит цена на бензин – от пошлин она зависит напрямую. Экономические и социальные последствия этого в 2015 году (а он явно будет непростым) предсказать трудно. Но если сдержать цену на бензин за счет снижения акцизов, то без денег останутся региональные дорожные фонды, и без того небогатые. Ну и в качестве «бонуса» – нефтяной налоговый маневр может сделать малопривлекательными континентальные месторождения нефти: некоторые из них окупятся только при низкой экспортной пошлине.

Мало сомнений в том, что «большой маневр» будет принят: поглощение Крыма показало, что экономические соображения для Кремля сейчас не на первом плане. Вопрос только в том, на какой сумме субсидий Москва сторгуется с Астаной и Минском, которые быстро дали понять, что новая политика России их настораживает. Поэтому уговаривать Нурсултана Назарбаева и Александра Лукашенко придется, что называется, на всю сумму.

В западных аналитических кругах новая евразийская интеграция сейчас рассматривается пристально и вполне однозначно: в связи с курсом России там набирает популярность понятие «торговый империализм». Думается, есть термин поточнее. Как уже не раз бывало в нашей истории, Россия готова развиться в «империю наоборот».

Защищаясь поглощением соседних территорий и создавая неодолимые для врагов расстояния, Россия веками развивала окраины за счет собственных, а не местных ресурсов. Выходило этакое «бремя русского человека», надрывавшегося на освоении и своих, и чужих земель. Любви к России у присоединенных народов от этого не прибавлялось. Эта модель убыточного империализма достигла апогея в форме СССР, который променял русский народ со всеми его интересами на сооружение военно-политической машины для противостояния западному (и не только) миру.

Машина эта надорвалась, проржавела и рухнула под собственным весом. Теперь Москва попробовала зайти с другого конца – с укрепления экономических связей, хотя перед этим было бы неплохо построить по-настоящему сильную и сбалансированную экономику, которую ни одна российская власть еще не делала настоящим приоритетом. Итог построения «торговой империи» на нефтяных доходах пока видится прежним: Россия оплатит свои внешнеполитические интересы, увеличивая чужое благосостояние за счет собственного. 

Темы: Россия, Белоруссия, Казахстан, Налогообложение в мире, Налогообложение в России, Нефтегазовый сектор экономики в мире, Организация Таможенного союза
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 31.03.2014, 22:18
    Гость: марат

    Я не понимаю за что будет платит Россия.всегда говорят за счет России.Вскоре всего партнеры начали сомневаться на искренность отношения и выгода .на честные сотрудничество России уже вес мир сомневается.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 22.03.2014, 02:29
    Гость: maloros

    Конечно.интереснейшие рассуждения.В эконом. союзе,действительно,отменяются тарифные и нетарифные барьеры,создается,ведь,единое таможенное пространство,то есть режим перемещения товаров должен быть аналогичным режиму межобластных перемещений.То же относится к свободе перемещения услуг,инвестиций и рабочей силы.Поэтому экспортные пошлины в торговле между членами такого союза-нонсенс,не надо было и огород городить.Наверное,другие механизмы пополнения госбюджета надо находить,а внутренние цены на нефть и нефтепродукты должны быть одинаковые для всех субъектов предпринимательства союза плюс транспортные расходы.Конечно,с экспортными пошлинами,вроде бы легче-с каждой тонны отгруженной на экспорт нефти-пошлина,но и тут,очевидно,воруют.Другие инструменты-посложнее,да и требуют некоррумпированной налоговой администрации.Вообще,это серьезные вопросы.Для начала бы уяснить,зачем он нужен,такой союз?Если для интеграции экономик,кооперации,совместного производства-это одно.а если все упирается в экспортные пошлины-то это что-то совсем другое.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 20.03.2014, 09:33
    Гость: марина

    А можно вопрос автору не по теме? Есть такой писатель-фантаст Вадим Панов. Обожаю его книги, просто обожаю. И читая статьи Владимира Панова, часто ловлю себя на мысли, что стиль письма у того и другого очень схож. Тот же тонкий чёрный юмор - когда автору хочется немного поиронизировать. Та же глубина мысли - когда автор действительно увлечён темой... Интересно, может быть Вадим Панов и Владимир Панов - это один человек? На такие вопросы не отвечают? Жаль. Искренне жаль. Было бы приятно знать, что для любимого КМ пишет автор "Тайного города". Вот, кстати, несколько дней назад случайно увидела в метро рекламный плакат. Не успела прочитать полностью, заметила только, что 29 марта где-то в Москве состоится встреча с известными писателями-фантастами, на которой должен присутствовать и Вадим Панов. Помимо него, много других известных имён. Но Где и Во Сколько - не запомнила. Может, кто подскажет?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 20.03.2014, 09:25
    Гость: марина

    Мне непонятно, как это "производство мазута будет всё менее рентабельным". Возможно, я ошибаюсь, но мазут является результатом перегонки нефти. Многократной перегонки. Тот этап, который на выходе даёт мазут, имеет осадочный материал в виде асфальта. И куда мы без асфальта? Асфальт в нашей стране нужен постоянно, особенно после зимнего сезона. Так что нефть как перегоняли до асфальтового осадка, так и будут перегонять. И мазуту ничто не угрожает.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 20.03.2014, 06:18
    Гость: и это называется статья?

    Володя.... Панов.... ты чего? это не статья, это ... непереваримое чтиво.
    ну а по еврозийскому эконом союзу... такое впечталение что господа министры нанюхались какой то дряни. цены на энергоносители внутри страны снижать нужно, а не поднимать. иначе свой майдан получим

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (34)
]]>
]]>
Выбор читателей
В Москве проходит прощание с экс-министром транспорта Романом Старовойтом
© KM.RU, Вадим Черноусов
«Черные лебеди» уже взмахнули крыльями? Почему экономике России опять пророчат крах
Песков объяснил отсутствие Путина на прощании со Старовойтом
Кадры из видеотрансляции на официальном сайте президента Франции
Макрон заявил о готовности отправить до 50 тысяч военных на Украину
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
«Северный Флот» сыграл самую важную для всех песню на юбилее первого альбома
Итог операции «Цитадель» был предрешен до 5 июля 1943 года
«Запись в реестре: к чему приведет "выдача" цифровых паспортов»
Цыгэнг «Нытье» (интернет-сингл)
Свой в доску парень Владислав Галкин
Чем добровольцы из Сирии помогут российским войскам на Украине
Уголовное дело Толстоброва: рейдерский захват под прикрытием закона?
Владимир Кузьмин устроил «Сто бессонных ночей» в Зеленом театре ВДНХ
Принудительная вакцинация — это преступление. Медики не должны бояться об этом говорить
Льняное масло для дерева: свойства, использование и применение
Земляне «1986-2021» (2 промо-CD)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.