Построим Евразийский Экономический Союз. Под ключ, без гарантии, дорого

Тема интеграции постсоветского пространства в последние месяцы далеко не на первом плане, в том числе в России, которая выступает двигателем этого процесса. Тем интереснее было читать интервью заместителя министра финансов Сергея Шаталова агентству «Рейтер». Чиновник рассуждал о создании Евразийского Экономического Союза. И, что самое важное, пролил свет на вопрос о том, за чей счет, так сказать, будет этот банкет.
Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС) планируется запустить с 2015 года силами участников Таможенного союза при ЕврАзЭс – РФ, Белоруссии и Казахстана. Само собой, с перспективой присоединения других государств постсоветского пространства, и не только: интерес к новой структуре выказывала Индия. ЕАЭС предполагает в первую очередь отмену тарифных и нетарифных ограничений в торговле, и в правительстве не скрывают, что оплачивать ее придется России.
Шаталов поведал, что новый торговый режим вынудит Москву предоставлять Астане и Минску субсидии на 30 миллиардов долларов в год, что в пять раз выше той суммы, которая тратится на эти цели сегодня. Компенсировать расходы придется за счет самой состоятельной отрасли экономики – нефтегазовой: ей повысят налоговую нагрузку. Правительство, по словам замглавы Минфина, делает ставку на так называемый «большой маневр»: нефтяникам крупно понизят экспортные пошлины и акцизы и одновременно резко поднимут налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
В Минфине не скрывают, что в конечном счете расплачиваться за все придется российскому потребителю, поскольку нефтепродукты, включая топливо, обречены серьезно подорожать. Правительство предпочло бы регулировать нагрузку на сектор плавно, а не рывками. Но тогда нефтегаз будет «доиться» гораздо хуже, и нужных отчислений нашим партнерам не даст. «За счет тонкой настройки, управляя ставками экспортной пошлины, НДПИ и акцизов, можно сохранить на нынешнем уровне рентабельность нефтедобычи и переработки, избежать негативных последствий для нефтехимии и не подтолкнуть цены на моторное топливо. При резких изменениях все четыре задачи одновременно решить сложнее, – говорит Сергей Шаталов. – При плавном сценарии мы сохраняем или незначительно снижаем уровень субсидий Белоруссии и Казахстану, продолжая маневр, прописанный пока только на три года, и за пределами этого срока теми же темпами или с небольшим ускорением». Шаталов предполагает, что в этом случае шаг в изменении ставок НДПИ и вывозных пошлин мог бы стать однопроцентным.
Чиновник признал и другое: в рамках «большого маневра» с 2015 года будут выровнены нефтяные и мазутные экспортные пошлины, что грозит неприятностями уже нефтяникам. Производство мазута будет все менее рентабельным, что снизит загрузку и прибыльность НПЗ. Им Шаталов обещает «серьезные последствия»: планы обновления стремительно стареющей инфраструктуры придется пересмотреть. Нами уже отмечалось, что российская нефтепереработка лидирует по изношенности основных фондов, и «большой маневр» ее модернизацию явно не ускорит.
Недели не прошло со дня, когда Шаталов дал интервью «Рейтеру», как ему пришлось повысить собственные оценки. Теперь он называет другую сумму субсидий ЕАЭС – уже не 30, а 40 миллиардов долларов в год. Хоть и с оговоркой: это непосильная ноша и самый жесткий сценарий, на случай неуступчивости президентов Назарбаева и Лукашенко. Они не идут по пути России и устанавливают у себя крайне низкие нефтеэкспортные пошлины.
Уговаривать их придется усердно, хотя это – не единственная проблема: «большой маневр» сейчас обсуждается в правительстве, где ищут, как разорвать сразу несколько порочных кругов. По первым прикидкам, новация принесет бюджету порядка 2,5 миллиарда долларов. Но эти деньги могут уйти производителям авиатоплива и нефтехимической продукции: государству придется компенсировать им снижение экспортных пошлин.
Одновременно подскочит цена на бензин – от пошлин она зависит напрямую. Экономические и социальные последствия этого в 2015 году (а он явно будет непростым) предсказать трудно. Но если сдержать цену на бензин за счет снижения акцизов, то без денег останутся региональные дорожные фонды, и без того небогатые. Ну и в качестве «бонуса» – нефтяной налоговый маневр может сделать малопривлекательными континентальные месторождения нефти: некоторые из них окупятся только при низкой экспортной пошлине.
Мало сомнений в том, что «большой маневр» будет принят: поглощение Крыма показало, что экономические соображения для Кремля сейчас не на первом плане. Вопрос только в том, на какой сумме субсидий Москва сторгуется с Астаной и Минском, которые быстро дали понять, что новая политика России их настораживает. Поэтому уговаривать Нурсултана Назарбаева и Александра Лукашенко придется, что называется, на всю сумму.
В западных аналитических кругах новая евразийская интеграция сейчас рассматривается пристально и вполне однозначно: в связи с курсом России там набирает популярность понятие «торговый империализм». Думается, есть термин поточнее. Как уже не раз бывало в нашей истории, Россия готова развиться в «империю наоборот».
Защищаясь поглощением соседних территорий и создавая неодолимые для врагов расстояния, Россия веками развивала окраины за счет собственных, а не местных ресурсов. Выходило этакое «бремя русского человека», надрывавшегося на освоении и своих, и чужих земель. Любви к России у присоединенных народов от этого не прибавлялось. Эта модель убыточного империализма достигла апогея в форме СССР, который променял русский народ со всеми его интересами на сооружение военно-политической машины для противостояния западному (и не только) миру.
Машина эта надорвалась, проржавела и рухнула под собственным весом. Теперь Москва попробовала зайти с другого конца – с укрепления экономических связей, хотя перед этим было бы неплохо построить по-настоящему сильную и сбалансированную экономику, которую ни одна российская власть еще не делала настоящим приоритетом. Итог построения «торговой империи» на нефтяных доходах пока видится прежним: Россия оплатит свои внешнеполитические интересы, увеличивая чужое благосостояние за счет собственного.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Я не понимаю за что будет платит Россия.всегда говорят за счет России.Вскоре всего партнеры начали сомневаться на искренность отношения и выгода .на честные сотрудничество России уже вес мир сомневается.
Конечно.интереснейшие рассуждения.В эконом. союзе,действительно,отменяются тарифные и нетарифные барьеры,создается,ведь,единое таможенное пространство,то есть режим перемещения товаров должен быть аналогичным режиму межобластных перемещений.То же относится к свободе перемещения услуг,инвестиций и рабочей силы.Поэтому экспортные пошлины в торговле между членами такого союза-нонсенс,не надо было и огород городить.Наверное,другие механизмы пополнения госбюджета надо находить,а внутренние цены на нефть и нефтепродукты должны быть одинаковые для всех субъектов предпринимательства союза плюс транспортные расходы.Конечно,с экспортными пошлинами,вроде бы легче-с каждой тонны отгруженной на экспорт нефти-пошлина,но и тут,очевидно,воруют.Другие инструменты-посложнее,да и требуют некоррумпированной налоговой администрации.Вообще,это серьезные вопросы.Для начала бы уяснить,зачем он нужен,такой союз?Если для интеграции экономик,кооперации,совместного производства-это одно.а если все упирается в экспортные пошлины-то это что-то совсем другое.
А можно вопрос автору не по теме? Есть такой писатель-фантаст Вадим Панов. Обожаю его книги, просто обожаю. И читая статьи Владимира Панова, часто ловлю себя на мысли, что стиль письма у того и другого очень схож. Тот же тонкий чёрный юмор - когда автору хочется немного поиронизировать. Та же глубина мысли - когда автор действительно увлечён темой... Интересно, может быть Вадим Панов и Владимир Панов - это один человек? На такие вопросы не отвечают? Жаль. Искренне жаль. Было бы приятно знать, что для любимого КМ пишет автор "Тайного города". Вот, кстати, несколько дней назад случайно увидела в метро рекламный плакат. Не успела прочитать полностью, заметила только, что 29 марта где-то в Москве состоится встреча с известными писателями-фантастами, на которой должен присутствовать и Вадим Панов. Помимо него, много других известных имён. Но Где и Во Сколько - не запомнила. Может, кто подскажет?
Мне непонятно, как это "производство мазута будет всё менее рентабельным". Возможно, я ошибаюсь, но мазут является результатом перегонки нефти. Многократной перегонки. Тот этап, который на выходе даёт мазут, имеет осадочный материал в виде асфальта. И куда мы без асфальта? Асфальт в нашей стране нужен постоянно, особенно после зимнего сезона. Так что нефть как перегоняли до асфальтового осадка, так и будут перегонять. И мазуту ничто не угрожает.
Володя.... Панов.... ты чего? это не статья, это ... непереваримое чтиво.
ну а по еврозийскому эконом союзу... такое впечталение что господа министры нанюхались какой то дряни. цены на энергоносители внутри страны снижать нужно, а не поднимать. иначе свой майдан получим