]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Экономика
Главная → Экономика → Политэкономия
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
    • Политэкономия
    • Бизнес
    • Личные финансы
    • Мнение экспертов
    • Бизнес-образование
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«Новый Шёлковый путь» через Грузию, или Нью-Васюки 2015 года

13:26 16.12.2015
, Сергей Сигачев
Фото с сайта periskop.livejournal.com

Стоит ли в очередной раз кричать «Все пропало! Нас предали!»?

Вчера и в воскресенье френды буквально засыпали меня ссылками на только что происшедшее событие всемирного значения в области транспортного сообщения в Евразии. Вот примерно на такое:

Из Китая в Грузию прибыл первый поезд, отправленный в рамках международного проекта «Новый Шелковый путь». Состав с контейнерным грузом в ближайшее время должен продолжить путь в Турцию по трансазиатско-кавказскому транспортному коридору, передает «Грузия Онлайн».

Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили встретил состав на станции Тбилиси-Централь.

«Мы можем в беспрецедентно короткие сроки, за 8-10 дней, принять грузы в Грузии, затем за 3-5 дней - в разных странах Европы. «Шелковый путь» – это дешевый и кратчайший путь, в пять раз уменьшенный путь из Азии в Европу. Наша страна представляет часть кратчайшего маршрута, и этот маршрут дает нам дополнительный шанс стать одним из важнейших участников мировых экономических событий. «Шелковый путь» – это дополнительный импульс для размещенных в одном поясе стран-партнеров для углубления политических, культурных, экономических отношений», – отметил Ираклий Гарибашвили на официальном открытии «Шелковой железной дороги».

Он выразил надежду на то, что проект поможет привлечь больше инвестиций в страну. «Верю, что посредством «Шелкового пути» Грузия станет мультирегиональным центром, который свяжет Европу, Восточную Азию, Индию, Центральную Азию и Средний Восток», – добавил он. (отседова или скажем, отседова)

Я был поражён и смущён. Как же так, я слежу за ж/д стройками в регионе как Кавказа и Турции, так и Средней Азии - и внезапно пропустил такое эпохальное (судя по новостям) событие? Эххх. Нехорошо-с!

Однако, при попытке понять конкретику очень настораживал такой "небольшой" нюанс: за многочисленными и взаимными громкими перепечатками новости в СМИ нельзя было толком понять ни путь контейнерного поезда, ни параметры пропускной способности, ни размер "первой ласточки" в TEU, ни срок прохода состава по всем этапам.

Обычно такое происходит, когда за новостью почти ничего не стоит, а нужно максимально "забить" ничтожную конкретику медийным шумом - но вдруг сейчас всё иначе?

Хорошо... не в первый раз. Разберёмся.

Итак, пришлось заняться самостоятельным поиском. Что он показал?

Во-первых, речь идёт о пути следования с двумя паромными переправами (то есть, минимум с четырьмя перевалками контейнеров). Так как широко разрекламированная новая дорога через Турцию (Ахалкалаки - Карс) пока не готова и будет пущена минимум через год.  

1. Вот эта:

Безусловно, новая линия прямой связи Грузии с Турцией поможет избежать двух дополнительных перевалок контейнеров, следующих паромом через Чёрное море и самое главное, будет иметь определённое военно-стратегическое значение. Возрастёт угроза Карабаху, из-за установления уверенной связи Турция - Азербайджан.

Но сейчас стройка идёт ни шатко ни валко, она уже трижды откладывалась по срокам, и осторожный прогноз сейчас гласит о конце 2016 года. Это при том, что каждый год после 2012 года грузины широковещательно объявляют, что "ну вот к концу этого-то года она точно заработает!".

Старый советско-турецкий переход через ст. Ахурян законсервирован и не работает, так как Армения не имеет никаких отношений с Турцией.

2. Азербайджанская марка, посвящённая карсско-ахалкалакской линии:

Во-вторых, для осуществления связи через Каспийское море задействована совершенно новая паромная переправа Казахстан - Азербайджан (Актау - Алят), взамен старой советской через Красноводск (ныне Туркменбаши), которая предполагалась по предыдущему мертворожденному проекту ТРАСЕКА.

Почему? Потому что помогает избежать двух дополнительных стран на пути со своим таможенным режимом и специфическими правилами - Узбекистана и Туркмении.

3. Вот она, в сравнении со старой советской (схематично):

По отрывочным сведениям, путь по этой переправе занимает 12 часов, без учёта расцепки составов и/или перевалки контейнеров. Открыта переправа в октябре 2014-го.

В-третьих, путь состава сейчас выглядит следующим образом: после перевалки контейнеров на границе Китая и ЕАС (Казахстан - его полноправный член) состав следует по его территории до переправы, затем переправляется в Алят близ Баку, где он следует через Азербайджан и Грузию, назначением в порт Поти. После чего контейнеры переваливаются на соответственные паромы, идущие в Болгарию, Турцию, Украину.

Любопытно также, что ни в одном сообщении СМИ не приведён реальный расклад пути состава по дням. Также озадачивает то, что ни одна серьёзная китайская компания из инфраструктурных не вписалась в этот самый консорциум.

4. Так выглядит т.н. "Новый Шёлковый Путь" на его среднеазиатском участке:

Светло-голубым показан классический казахстанско-транссибирский маршрут, на котором уже от ст. Моинты начинается электрифицированная двухпутка с единой весовой нормой состава, действительной и неизменяемой до самой границы ЕС в Бресте, без каких-либо перевалок на пути и доп. таможенных процедур.

При этом, Казахстан ведёт стройку двух спрямляющих линий - от Джезказгана до Саксаульской (upd2 - только что запущена) и от Шалкара до Бейнеу. Их постройка не связана с этим конкретным проектом, однако их наличие позволит несколько сократить этот путь и переориентировать трафик с южной на серединную транспортную магистраль.

5.

В-четвёртых, во всех СМИ, которые генерировали первичную новость, и тех, которые просто перепечатывали "горячую новость", тщательно маскируется вопрос о размере первого поезда. Нигде этого нет! Кое-где появились отрывочные фото "события", однако и там фотографы тщательно уклоняются от любого ракурса на состав :)

Поэтому пришлось разыскать китайское видео, которое и дало итоговую картину величайшего события:

Итак, для великого события сумели набрать аж 21 контейнер! :)

Давайте-ка сравним этот эпохальный 21-вагонный поезд с четырьмя (!!!) перегрузами - с транссибирским трафиком контейнеров по России. Что же мы сейчас имеем на русском складе?

Можно взять "целые" года. Скажем, 2012-й, отдалённый от нас почти тремя годами:

Общий объем перевозок крупнотоннажных контейнеров по Транссибирской магистрали в международном сообщении в 2012 г. составил 638.216 TEU (+15,4% к 2011 г.). Из них специальными контейнерными поездами - 286.085 TEU.

В том числе:

Чистый транзит (и отправитель, и получатель вне России) - 102.094 TEU

Экспорт (получатель вне России) - 255.715 TEU

Импорт (отправитель вне России) – 280.407 TEU

Как видите, количество контейнеров только международного назначения, прошедших по Транссибу, исчисляется сотнями тысяч! А ведь есть ещё внутренние контейнерные отправки: коммерческие, государственные, перевозки вещей граждан, спецгрузы.

Можно взять и года поближе. Вот свежий 2015-й:

Транзитные контейнерные перевозки по Транссибу в сообщении с Китаем (без учёта японского и прочих транзитов через порт Восточный - periskop) за январь - сентябрь выросли на 89% и составили 66 тыс. TEU. Взрывной рост в немалой степени обеспечен снижением провозных ставок из-за падения курса рубля - ведь ж/д издержки внутри Росссии по-прежнему исчисляются в рублях.

2014 год дал 131 тыс. TEU, суммарно. Это уже совсем недалеко до рекордных советских показателей 1980 г. (~160.000 TEU), но тогда эту цифру подымали только за счёт Японии и порта Восточный. А сейчас ведь есть Китай с его гигантскими объемами торговли с ЕС. То есть, перспектива прорисовывается ещё и выше, даже несмотря на основной морской путь. (отседова)

При этом, стандартный контейнерный поезд на Транссибе в 3-4 раза больше демонстрационного через Закавказье - в среднем 70-80 вагонов.

Какие на сейчас действуют маршруты по таможенной территории ЕАС через переходы Актогай и Забайкальск? Имеются в виду те маршруты контейнерных поездов, которые регулярны и действительны:

1. Чэнду (Сычуань) - Достык - Москва - Брест - Лодзь (Польша)

2. Сучжоу (Цзянсу) – Варшава (Польша)

3. Чунцин (Сычуань) – Дуйсбург (Германия)

4. Чжэнчжоу (Хэнань) – Гамбург (Германия)

5. Ухань (Хубэй) - Пардубице

6. Ухань - Забайкальск - Гамбург

7. Шэньян (Ляонин, Маньчжурия) - Гамбург

8. Иу (Чжэцзян) - Мадрид (Испания)

Маршрут №8 - самый длинный на планете, контейнерный поезд преодолевает 13,5 тыс км за 21 день. (отседова)

* * *
Конечно, всё вышесказанное совсем не означает, что на казахстано-транссибирской линии нет никаких проблем. Они, безусловно, есть. Это и узкие места в некоторых точках, и непростое диспетчирование перевозок и т.д.

Но! Это всё уже работает, несмотря на охи и вздохи - и в масштабе только "чистого" транзита под 150.000 TEU.

Сами понимаете, что шансов для конкуренции практически нет, т.к. на этом т.н. "Новом Шёлковом пути":

- 2 паромных переправы (!)

- минимум 4 перевалки контейнеров

- 5 таможенных режимов на пути (ЕАС, Грузия, Азербайджан, Турция, ЕС)

- весовая норма состава меняется несколько раз, т.е. нужны расцепки-переформирования

На транссибирском:

- нет никаких доп. перевалок вообще

- состав следует единой весовой нормой от Китая до Польши, электрификация от ст. Моинты, т.е. на 95% маршрута

- 2 таможенных режима на пути (ЕАС, ЕС)

6. Надо сказать, что не менее широко разрекламированный проект ТРАСЕКА тоже блистательно провалился - и именно потому, что реально конкурировать с транссибирским не было никаких шансов. По этим же причинам, многочисленности перевалок и таможенных границ: 

7. Вот как его рисовали в своё время:

Есть также ещё ирано-туркменская перемычка - теоретически и там могут идти "обходные" поезда. Тогда избегается перевалка через Каспий.

Но! Опять же - это а) ещё один таможенный режим, б) паромная переправа через оз. Ван в Турции, т.е. опять расцепка состава и его переформирование, большая потеря времени, а также сниженная весовая норма поезда.

* * *
Ладно, а что будет, когда грузины и турки всё-таки доделают ту самую многострадальную ветку Ахалкалаки - Карс?

8. Тогда контейнеры пойдут по территории Турции, без перевалки на черноморские паромы.

Однако карсская линия от границы - однопутная и тепловозная, и профиль непростой. Особенно непроста новая соединительная ветка, по профилю пути. Т.е. 80-вагонный полноразмерный контейнерный поезд там невозможен, как на Транссибе. Ну и скорость следования, с учетом скрещений и разъезда поездов, тоже будет пониже. Чтобы достичь пропускной способности Транссиба, линию нужно переделывать в 2-путную и электрифицировать, а это колоссальные кап.вложения.

Но и это ещё не всё.

Пройдя тоннель Мармарай под Босфором, сданный не так давно (не будем сейчас о том, что он 17 часов в сутки пропускает стамбульские метропоезда), состав на границе с Болгарией упирается в запущенные балканские линии со слабой пропускной способностью. По главному транзитному коридору через Сербию (чтобы избежать ещё одного таможенного режима) такой поезд, скорей всего, не пустят - и идти ему через Румынию - Венгрию, "боком".

Короче. В сухом остатке от новости - смех, да и только!

Настоящие Нью-Васюки - раздутые СМИ до неприличного состояния, как надутая соломинкой жаба. Или, иначе, бессмертные рецепты Остапа Ибрагимовича Бендера и Михаила Николозовича Саакашвили в действии.

UPD. Дали вот ссылку на этот пост Алексея Навального уже после выхода поста:  

Что можно сказать по его содержанию?

То, что люди из т.н. оппозиции бросаются на любую красиво переливающуюся наживку, как молоденькие карасики - при условии, если наживка совпадает с их личной персональной Вселенной. При этом реальный мир игнорируется, равно как и элементарная проверка содержимого новости хотя бы через гугл-яндекс.

Печально всё это. Причём с оппозиционными поделками это не в первый уже раз, по теме ж/д.  

Темы: Грузия, Китай, Турция, Железнодорожный транспорт в мире, Транспорт
Источник: Живой журнал Сергея Сигачева
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 18.12.2015, 14:11
    Гость: Роман

    Можно...
    Вот только КТО их будет делать, ГДЕ их будут делать, на ЧЬИ деньги...
    И самое главное ЗАЧЕМ????
    Проще и дешевле обойти Каспий... Причем обойти через Россию проще, чем через Иран....

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 18.12.2015, 01:26
    Гость: Эндерс

    Ну теперь и я вижу, что не нарочно, а по жизни.
    Поезд в 100 вагонов по Кавказским горам и турецкой однопутке - да кто ж его потащит, там же три тягача нужно, ТРИ, Карл! Это ж поезд в километры длиной. У турков нет такой длины разъездов, то бишь путей на станциях. Не говоря уж об остальном. Вы не железнодорожник.
    Паромы малого размера, вагонов на 20-30? Сколько их надо? Кто будет делать? Это пиндосы во время войны могли, у них промышленность, деньги, люди. У кого это на Каспии? Кувалду Вам в руки, Вы не спец.
    И ещё вопрос. Отправлять куда-то в Европу чужие контейнеры это одно, а вот слать туда свои вагоны это уже другое...
    Не кукарекайте больше. Сидите тихоежели в вопросе не рубите.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 17.12.2015, 15:38
    Гость: blog2038

    "Вы,простите, нарочно тупите или просто по жизни?"
    ---
    Если да, то ненарочно.
    .
    Поезда будут нормального размера - 100-110 вагонов.
    .
    Паромы малого размера можно сделать в большом колличестве и быстро (сборным методом) - так как американцы собирали торговые корабли класса Либерти во время войны, 3-4 дня и паром.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 17.12.2015, 13:15
    Гость: К тому времени

    громыхать уже будет севернее. Да и китайцы со всеми местными договорятся, они же не некоторые, кто врага и в чашке чая с закрытыми глазами найдет.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 17.12.2015, 13:10
    Гость: Да такое.

    Под русских иногда косят. А как затычка ко всякой дырке называется, знаете? Киб.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (52)
]]>
]]>
Выбор читателей
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
Зачем генерал Донахью пригрозил «снести с лица земли» Калининград
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
negative zero, GROMOBOY, MONOLOG METRO «Ронин» (интернет-сингл)
Трейлер к музыкальному фильму «Астроскоп. Смотрим на звезды»
«США увеличивают производство новейших ракетных систем HIMARS и GMLRS почти на 60 процентов для убийства наших граждан»
Vere Dictum «Сатарок» (интернет-сингл)
Дельфин показал театр одного актера на акустике
В Санкт-Петербурге начато расследование в отношении владельца компании Redsys Василия Васина
Кирилл Комаров «Живое — живи!»
Ученые предложили новое объяснение отличий омикрон-штамма от других вариантов SARS-CoV-2
Otto K. Schwarz «A Living Flow»
Тихой cапой: дело головорезов Цапков спустили на тормозах
Чиновники переобулись: прививаться студентов не заставят, но и учиться не дадут
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.