Военное сотрудничество с Ираном может пойти по «индийскому» сценарию

Визит главы иранского оборонного ведомства Хосейна Дехгана весьма символично состоялся накануне отправки в Исламскую Республику первой партии зенитных ракет комплекса С-300. В свое время неисполнение Россией контрактных обязательств по этим ЗРК стало причиной судебного иска со стороны Ирана, но, к счастью, на определенном этапе наши высокопоставленные чиновники прекратили действовать в интересах западных «партнеров» и обязались выполнить условия контракта.
Затем начались известные события в Сирии, и отношения России и Ирана вышли на новый уровень. Очень хочется верить, что скандал с ЗРК С-300 остался в прошлом и все разногласия урегулированы. На это указывает хотя бы тот факт, что иранские военные выразили желание купить в России внушительный ассортимент оружия, на что они вряд ли пошли бы, считая Россию ненадежным партнером.
Для России появление нового клиента, тем более такого серьезного и перспективного, очень важно, так как бывшие стратегические партнеры, например, Китай, сам превратился в производителя конкурентоспособного оружия, как и Индия, которая все меньше зависит от российских поставок, предпочитая развивать свою «оборонку».
Не стоит забывать и о том, что после того, как Россия фактически пошла на поводу у европейских и американских «друзей», молчаливо поддержав операцию против Ливии, российский ВПК недосчитался порядка 10 млрд долларов от потери ливийского рынка. Конфликт в Сирии также привел к серьезным прямым и косвенным потерям.
Так что появление такого потенциального клиента, как Иран, произошло как нельзя кстати. Тем более, что Ирану необходимо менять весь свой оружейный «парк», а это миллиарды долларов. Что и подтвердил Хосейн Дехган, проявив интерес к истребителям Су-30СМ, учебно-тренировочным самолетам Як-130, вертолетам Ми-8/17, береговым ракетным комплексам «Бастион» и дизель-электрическим подводным лодкам. Кроме того, Иран хочет модернизировать свои истребители МиГ-29, которые уже не отвечают современным требованиям.
Особый интерес вызвало обсуждение поставок танков Т-90. Первоначально иранцы вроде бы заинтересовались российским танком, но в последний момент сделали вид, что Т-90 им неинтересен. Дескать, они сами выпускают танк «Карар», который не уступает Т-90.
Конечно же, иранцы лукавят. В Исламской Республике никогда не было своей танковой школы и тем более никогда не было возможности создать её в сжатые сроки. Как, например, это произошло в Южной Корее. Но корейцам активно помогали американцы, а Иран многие годы находился под санкциями и единственное, что иранские инженеры могли делать, так это переосмысливать английский танк «Чифтен» да советский Т-72.
Первый танк, как и положено изделию английской «оборонки», оказался слишком сложен и трудоемок в производстве, плюс к этому для его «натурализации» потребовалось бы искать «выходы» на двигатели, элементы трансмиссии и боеприпасы. Что в условиях санкций сделать не так-то просто.
Другое дело – Т-72, модернизацией которого кто только не занимался, начиная от России и бывших стран соцлагеря, до тех же китайцев и даже грузин. Но одно дело модернизировать Т-72 до уровня «Карар» и совсем другое дело - создать на его базе нечто похожее на Т-90. Тут без собственной школы танкостроения не обойтись. Иранцы это прекрасно понимают, поэтому хоть и не готовы покупать Т-90, но вместе с тем не против купить лицензию на его производства и прочие ноу-хау. Подобный интерес легко объяснить – иранцы видят, как воюет Т-90 в Сирии и прекрасно понимают, что вряд ли какой другой танк больше подходит их армии.
Таким образом, перевооружение Россией Ирана может пойти по тому же самому пути, что и сотрудничество с Индией за последние 25 лет. Как известно, Индия с помощью России обзавелась собственным производством тех же Т-90, истребителей Су-30, вертолетов Ка-226 и пр. Попутно у России был куплен авианосец «Викрамадитья», взята в аренду атомная подлодка «Чакра», и это не считая прочих совместных проектов. Точно по такому же пути, с поправкой на иранскую специфику, может пойти и Исламская Республика. Если бы не одно но…
Против Ирана по-прежнему продолжают действовать санкции, запрещающие поставлять в Исламскую Республику продукцию военного назначения не оборонительного характера. То есть те же танки и самолеты. Момент крайне негативный, учитывая тот факт, что современное оружие нужно Ирану уже сейчас, ведь иранцы вовсю воюют в Сирии.
Но вместе с тем есть и позитив – санкции действуют до 2020 года и через четыре года Россия совершенно легально может начать масштабное военное сотрудничество с Ираном. Этого времени вполне хватит на выполнение иранских контрактов или их некоторой части, главное, чтобы в угоду нашим «заклятым друзьям» руководство страны опять не пыталось изображать приверженность тем самым мифическим демократическим «ценностям», которые однажды уже чуть не вылились в судебный процесс по ЗРК С-300 и привели к многомиллиардным убыткам в случае с Ливией.
На рынке вооружений нельзя торговать с оглядкой на мнение «партнеров», иначе можно доторговаться до того, что продажа одного «кукурузника» Ан-2 в Габон будет считаться неслыханной удачей. Тем более, что те же самые «партнеры», как правило, давно плюют на разного рода условности типа контрактов и международных договоров, регламентирующих торговлю оружием, действуя исключительно в своих интересах.
Достаточно вспомнить историю появления у так называемых сирийских «умеренных оппозиционеров» американских противотанковых комплексов «Тоу». Всем хорошо известно, что сертификат конечного пользователя на эти комплексы принадлежит Саудовской Аравии, однако это не помешало саудитам массово раздать их действующим в Сирии бандам. И таких случаев десятки, если не сотни.
Так что России надо везде и во всем преследовать исключительно свою выгоду, а на мнение «общечеловеков» и прочих врагов плевать с колокольни Ивана Великого.
Так что Ирану надо продать все, что он пожелает. Серьезность этого вопроса слишком очевидна, видимо, поэтому иранский министр обороны был принят не только его коллегой Сергеем Шойгу и вице-премьером Дмитрием Рогозиным, но и президентом РФ Владимиром Путиным. А уж о чем они говорили за закрытыми дверьми, остается только догадываться.
Но не будет ничего удивительного в том, если через несколько лет иранская армия будет иметь на вооружении десятки образцов оружия российской разработки – от самолетов и ЗРК, до кораблей и подводных лодок.
Комментарии читателей Оставить комментарий
"Против Ирана по-прежнему продолжают действовать санкции, запрещающие поставлять в Исламскую Республику продукцию военного назначения не оборонительного характера. То есть те же танки и самолеты."
======================================================================
Америкосы наложили на Россию и Иран санкции, а потому России надо плюнуть на действующие санкции против Ирана и поставлять то оружие, которое требует Иран.
"Не стоит забывать и о том, что после того, как Россия фактически пошла на поводу у европейских и американских «друзей», молчаливо поддержав операцию против Ливии, российский ВПК недосчитался порядка 10 млрд долларов от потери ливийского рынка. Конфликт в Сирии также привел к серьезным прямым и косвенным потерям."
======================================================================
Полагаю, что за такой подарок Западу ответственен Медведев, исполняющий обязанности президента. Сплю и вижу то время, когда за такой вред, нанесённый России, Медведев будет предан суду и понесёт ответственность.
В каждом есть немного чубайса!
Если в России еще будт работать такие доктора ф.м. наук в ВПК , как этот московский , то они нам ужо здорово ,,наработают , a думаю они все наши наработки быстро передадут америкосам
Здесь ничего не могу возразить: 30 тыров для начальника отдела в оборонном НИИ - это смехотворно мало.
Что касается степеней, тоже согласен: политики, чиновники и так далее - в основном "экономисты", "политологи" и так далее. Однако "физиков" и "химиков", даже "биологов" мне встречать приходилось (всё зависит от подвязок, от того, до какого универа дотягиваются руки чиновника, политика или авторитетного бизнесмена).