О СИТУАЦИИ ВОКРУГ БИРЮСИНСКОГО ГИДРОЛИЗНОГО ЗАВОДА

Характеризуя ситуацию, сложившуюся вокруг Бирюсинского гидролизного завода, представители которого утром 1 марта провели несанкционированный митинг и пикетировали здание налоговой инспекции города Тайшета, руководитель УМНС по Иркутской области и Усть-Ордынскому БАО Владимир Васьков сказал: Действия налоговой службы определяются только законодательством Российской Федерации. Никаких других задач, кроме наполнения бюджета, в наши функции не входит, поэтому мы всегда стремились к цивилизованным, грамотным отношениям с налогоплательщиками, выстроенным на долговременной основе. Однако наше требование рассчитаться с бюджетом порой встречает противодействие, которое бывает цивилизованным - с разбирательствами в судебных инстанциях, а бывает и другое - вразрез существующему законодательству, более грубое и беспринципное.
Именно так случилось с Бирюсинским гидролизным заводом. Налогоплательщик отверг все иски об уплате налогов и ведении цивилизованной законной торговли производимой им продукцией. Судебные тяжбы с налоговыми органами Бирюсинский завод проиграл. Ведь согласно российскому законодательству лицензированию подлежит производство и оборот всех видов этилового спирта и спирта этилового денатурированного, запрещается продажа данной продукции организациям, не имеющим лицензии на ее переработку (ни для кого не секрет, что гидролизные заводы порой являются одними из поставщиков сырья на нелегальный рынок фальсифицированного алкоголя). Именно на основании нарушения данных положений закона и было выдано судебное предписание о прекращении производства и продажи этилового спирта организациям, не имеющим соответствующих лицензий. Предпринятые налоговиками действия абсолютно законны. Суд ответил повторным отказом и на претензии неплательщика налогов о неправомерности действий налоговых органов.
Суть проблемы в том, что в 2001 г. ОАО "Бирюсинский гидролизный завод" не единожды осуществляло поставку готовой продукции организациям, зарегистрированным на подставных лиц или по фиктивным документам и практически приостановило расчеты с государством. При этом продукция в некоторых случаях продавалась по цене ниже себестоимости, которую и без того значительно "утяжеляют" неспецифичные для гидролизного производства подразделения предприятия - автостоянка, пивной бар, кинотеатр, кондитерский цех и другие. Завод снабжает город теплом, однако и местный бюджет не может взять на себя данные расходы в связи с тем, что градообразующее предприятие налоги не платит. На 1.02.2002 г. его задолженность составляла 103 миллиона рублей, что соответственно, не позволило обеспечить бюджетные расходы данной территории. Начиная с сентября 2001 года, предприятие намеренно увеличивало задолженность перед бюджетом, при этом его руководство направляло во все инстанции письма с обоснованием своей неплатежеспособности. Однако только в ноябре-декабре 2001 года по счетам предприятия были проведены суммы, значительно превышающие сумму бюджетного долга (около 200 млн рублей). Парадоксальна ситуация, когда депутат областного Законодательного собрания, директор Бирюсинского гидролизного завода В.Владимиров создает задолженность по расчетам с бюджетом и забывает, что именно эти средства, поступающие в виде налогов в бюджет, обеспечивают социальные нужды населения области, из них выплачивается заработная плата учителям и врачам.
На встрече у заместителя губернатора области В. Владимиров заявил, что единственной возможностью рассчитаться с бюджетом является продажа государственного пакета акций предприятия (51%), Такое поведение является проявлением крайнего цинизма: создать долги перед бюджетом и покрыть их за счет государства. Директор предприятия в незаконной борьбе с налоговыми органами, пытаясь оказать на них давление, выставил заложником коллектив предприятия.
Налоговики намерены добиваться развития ситуации в соответствии с законом: в случае невыполнения требований, к делу готовы приступить судебные приставы, в крайнем случае - имущество предприятия может быть продано за долги. На основании Постановления Министерства по налогам и сборам России 15 января 2002 года приостановлено действие лицензии на производство и реализацию денатурированного спирта. 5-6 февраля были опечатаны склады предприятия. Однако уже после этого вопреки законодательству руководство завода отгрузило потребителю 4 цистерны технического спирта - 31,9 тыс. дал.
У предприятия есть возможность войти в цивилизованный рынок: продавать производимую продукцию, согласно установленным правилам; перейти на выпуск качественно другого продукта, например, дрожжей; организовать производство продукции для технических целей в соответствии с действительным ее применением (чего не скажешь о, якобы, парфюмерно-косметических средствах с содержанием этилового спирта до 80 %).
По прогнозам налоговых органов даже в случае закрытия гидролизных заводов бюджет не пострадает. Налоги они не платят, продавая продукцию ниже себестоимости, тем самым, способствуя вымыванию основных средств предприятия и снижению налогооблагаемой базы. В то же время мощности предприятий Иркутской области, легально производящих алкогольную продукцию и исправно уплачивающие акцизы и налоги, загружены от 20 до 40%. При сокращении рынка фальсифицированной продукции, объемы производства на них могут существенно возрасти.
СПРАВКА: по предварительным данным областного комитета статистики в 2001 году в Иркутской области фальсифицированный алкоголь стал прямой или косвенной причиной смерти 1620 человек (918 - отравление суррогатами). Численность работников Бирюсинского гидролизного завода - около 1300.
Комментарии читателей Оставить комментарий