Госсобственность региона будут оптимизировать

На последнем заседании коллегии областной администрации обсуждался вопрос дальнейшей судьбы объектов, находящихся в собственности областной администрации. Речь идет о государственных унитарных предприятиях и пакетах акций и паев, принадлежащих региональной власти.
Поводом для рассмотрения данного вопроса стала реализация 131-го Федерального закона, разграничившего полномочия разных уровней власти. Следствием этого было принятие другого закона, давшего основание для перераспределения госсобственности, необходимой для осуществления управленческих функций и властных полномочий.
Государство не должно заниматься бизнесом
С докладом по этому вопросу выступил председатель комитета администрации области по управлению имуществом Владимир Тецкий.
— Исходя из требований указанных законов, можно сделать главный вывод: в государственной собственности региона должно остаться только то имущество, которое необходимо для осуществления государственных функций, возложенных на субъект Федерации. Этот вывод является еще одним подтверждением тезиса — государство не должно заниматься бизнесом. Пришло время реализовать его на практике, попутно достигая следующие цели. Увеличение доходов областного бюджета за счет эффективного управления госсобственностью и использования госактивов для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, имеющих долю госсобственности.
Далее докладчик сообщил, что сегодня региональная власть владеет 50 унитарными предприятиями, 19 пакетами акций хозяйствующих акционерных обществ, 184 госучреждениями и имуществом, находящемся в казне: 770 объектов недвижимости остаточной стоимостью 720 млн. рублей и 845 объектов движимого имущества рыночной стоимостью 8,9 млн. рублей. Это объекты мелиорации и противопожарное оборудование.
По мнению Владимира Тецкого, существование унитарных предприятий, созданных в свое время для обеспечения госнужд, теперь лишено смысла в связи с введением требования конкурсного размещения госзаказов. ГУПы в этих условиях оказываются не конкурентоспособными, поскольку государство практически ничего не вкладывает в их развитие. В результате износ оборудования и автомашин по полиграфическим предприятиям составляет 88%, по автотранспортным — 74%, по сельскохозяйственным — 96%.
Кроме того, руководители ГУПов ограничены в принятии решений финансового характера, что тоже сказывается на эффективности деятельности вверенных объектов.
Семь раз отмерить, а уж потом выставлять на продажу
Выход специалистов комитета по управлению имуществом предлагается такой. Прежний статус сохранить только социально значимым ГУПАм. В их числе планетарий, “Волгофарм”, “Союзпечать”, “Заря”, “Интерпром”. Часть ГУПов необходимо преобразовать в казенные предприятия, часть — в акционерные общества. Сначала 100% акций в АО будут принадлежать субъекту Федерации, а затем в ходе приватизации доля его должна быть уменьшена, но составлять не менее блокирующего пакета ценных бумаг — 25% плюс одна акция. Препятствием для использования этого варианта является тяжелое финансовое положение ГУПов.
Тем не менее в предложенной для обсуждения программе действий значится: 35 ГУПов приватизировать, 2 — преобразовать в казенные предприятия, 3 — реорганизовать с последующей приватизацией, 3 — передать в муниципальную собственность, 1 — ликвидировать. Кроме того, предложено сохранить госпакеты акций в 7 хозяйствующих обществах, а пакеты ценных бумаг 9 АО продать. Что касается казенного имущества, то оно должно быть закреплено за областными отраслевыми структурами.
Некоторые члены коллегии и депутаты областной Думы с сомнением отнеслись к столь кардинальной оптимизации структуры собственности региона. Ряд ГУПов несут социальную нагрузку, и их приватизация приведет к тому, что они будут преследовать исключительно коммерческий интерес. Сомнения по этому поводу одолевают и губернатора.
— Конечно, надо эффективно управлять собственностью, и доходы в бюджет нужны, — говорил Николай Максюта. — Но мы должны думать о том, как к этому отнесется народ, который, например, требует, чтобы мы перевозили людей на дачу и с дач. Или взять “Волгоградавтодор”. Мы довели его до ручки — кредиторская задолженность 220 миллионов рублей. Давайте его продадим. Сколько там имущества? Много. А купят его за копейки. А кто будет дороги ремонтировать? Частник. А по какой стоимости? Поэтому я предлагаю, прежде чем выходить с озвученными предложениями на областную Думу, надо еще раз все взвесить.
Программу социально-экономического развития подправили
На заседании коллегии был рассмотрен еще один вопрос, касающийся изменений и дополнений в программу социально-экономического развития Волгоградской области до 2010 года. Как сказал вице-губернатор Александр Плотников, это дежурное ежегодное мероприятие по корректировке долгосрочной программы в связи с выходом текущих нормативно-правовых актов и происшедшими событиями, требующими соответствующих уточнений.
Основные параметры программы сохранены. Изменения касаются деталей. В частности, в структуре инвестиций уменьшилась доля бюджетных средств за счет привлечения частного капитала. Корректировки произведены и в связи с тем, что в регионе выросла безработица. Также приняты во внимание конкретные цифры бюджета на 2006 год.
Александр Плотников сообщил, что теперь будет только одна областная целевая программа — социально-экономического развития, остальные получат статус ведомственных.
Комментарии читателей Оставить комментарий