Были - «нахлебники», станут - кормильцы

Народный проект: миллиарды – селу!
Были - «нахлебники», станут - кормильцы
Еще в прошлом году животноводы СПК имени Калинина Азовского района очень переживали свой социальный статус – нахлебников на шее растениеводства. Дело еще и соответствующей зарплатой усугублялось: получали животноводы, бывало, меньше тысячи рублей в месяц. «Было так, что и по четыреста рублей платили», – почему-то шепотом, словно стесняясь за такие заработки, поделились своей прошлой бедой свинарки. Нынешним же летом на свою зарплату те же самые люди ребятишек в школу собрали. Что же произошло в хозяйстве за такой короткий срок?
– Кормить хорошо стали наших хрюшек, это раз. Потом добавки всякие витаминно-минеральные они получают, это два. Ферма ремонтируется, удобства создаются для малышей с матками, – рассказывали наперебой ветврач Елена Смирнова и свинарки Елена Гашуренко и Валентина Корба.– Хлопот, конечно, добавилось – поголовье растет, но хлопоты эти в радость, в удовольствие.
Еще бы не радоваться, совсем недавно, буквально в прошлом году привесы не превышали 150 граммов в сутки, а корма шли, как в «прорву». Теперь стабильными привесами в 450 граммов никого не удивишь.
– Так раньше чем кормили? Чуть ли не отходами, с чего привесам быть? Вот и сидели хрюшки в загонах больше года, а что толку – себе в убыток, – вздыхали женщины. – Сейчас совсем другое дело.
«Другое дело» началось с другого подхода к животноводству. В небольшом кабинете на первом этаже «конторы» мы беседовали с Василием Егоровичем Сухоруковым, который с первого января значится на должности начальника цеха животноводства.
– Давно о таких должностях не слышали, отраслевой принцип на село возвращается? Раньше крупные хозяйства на бригады делились, и в каждой – животноводство, растениеводство.
– Вернулись к специализации, – очень довольный таким положением дел подтвердил мою версию Василий Егорович. Он рассказывал о переменах, что начались с приходом нового руководителя – Валерия Петровича Мирющенко, который сумел доказать всем, что животноводство – отрасль весьма перспективная.
Мирющенко не побоялся в животноводство деньги вложить, а тут и национальный проект подоспел. Появилась возможность закупить высокопродуктивный скот, животноводческие помещения реконструировать.
– По свиноводству задача такая стоит – получать от реализации ежемесячно полтора миллиона рублей. У нас уже в скором времени так и будет – триста голов в месяц будут выходить с откорма, – говорит Василий Егорович. – Самое главное, снизить себестоимость свинины. Для этого мы с кормами экспериментируем: каждой группе даем корма от разных производителей. Сейчас пробуем сравнить результаты откорма на ленинградском комбикорме, на краснодарском и на «Провими». Выберем для себя оптимальное соотношение цены и качества.
Большие надежды возлагаем на молочное стадо.
Но здесь его не расширять собираются, а повышать продуктивность животных.
СПК имени Калинина в скором времени получит 150 нетелей голштино-фризской породы. Фактически корпус для них уже готов, осталось только смонтировать молокопровод, чтобы получать продукцию, полностью соответствующую стандартам: молоко без соприкосновения с воздухом будет поступать прямо в холодильник. Это уже и новое качество молока, и новый уровень труда доярок. Надо отдать должное прежнему руководителю: все животноводческие помещения, а их немало, полностью сохранили. И теперь строить заново ничего не нужно, ремонтируй и начинай работать. На имеющихся площадях в СПК имени Калинина и налаживают поточное производство молока: доильный зал, коровы на беспривязном содержании, родильное отделение, цех раздоя.
Мечтают в СПК о компьютерном контроле над поголовьем: нажал кнопку – и все данные о животном получил, сколько она дала молока вчера, сегодня, жирность, состояние здоровья. И, конечно же, о полной автоматизации тяжелого труда доярки. Пока еще они ведрами носят дерть для своих буренок, и ведра молочные таскают. Но скоро это уйдет в историю.
– Будет у нас смеситель кормов, поставим автоматическую раздачу – насколько труд наших женщин легче станет? И зарплата возрастет, – как о свершившемся факте говорит Сухоруков. – Но самое главное – на такую работу и молодежь с удовольствием пойдет. У нас кадры, как говорится, боевые, лет по тридцать на ферме. Кто завтра их сменит?
А так разговоры идут по селу, и молодежь интересуется, какая будет зарплата, какие условия труда? Последнее сегодня очень важно, не все деньги решают.
Вот новое поголовье и позволит и дальше развивать производство и все, что с ним связано. Средства на это появятся.
– Первые два года мы будем получать по шесть-семь тысяч килограммов молока на круг, и только потом постепенно доведем поголовье молочного скота до 400 голов. Если молоко сдавать даже по существующим ценам, то получается более миллиона в месяц. Такие деньги и текущие расходы покроют и зарплату, и частично кредиты, – разложил по полочкам начальник цеха животноводства.
– Так что национальный проект поможет хозяйству твердо стать на ноги. Увеличится продуктивность скота. С увеличением продуктивности снизится себестоимость продукции. Со снижением себестоимости возрастет рентабельность производства. Отсюда и зарплата будет расти, как минимум, ориентируемся на 12 тысяч у доярок.
Когда в хозяйстве происходят перемены, многие относятся к ним с опаской: не стало бы хуже. Ведь вслед за техническим перевооружением, как правило, следуют сокращение штатов.
– Но у нас работы хватит всем. И люди уже почувствовали огромную разницу: как было и как стало, – говорит Вазген Сашикович Карапетян, заведующий МТФ № 3. – В 2004 году мы доили всего 2500 килограммов от коровы, в прошлом – уже 2900. А за восемь месяцев этого года – 3200. До конца года еще четыре месяца, значит, выйдем на 4800. Так это при поголовье, которое генетически не способно на высокую продуктивность.
– Через год вы эту ферму не узнаете, – сказал Сухоруков. – Коровы будут все как одна – высокоудойные, телята – красивые, черно-пестрые, и доярки будут доить по новой технологии. Мы еще один «предрассудок» хотим изжить: ввести посменную работу доярок, чтобы у них больше времени для дома и семьи оставалось. Они пока сопротивляются, мол, будем работать, как всю жизнь работали, своих коров в чужие руки не отдадим. Ну, что с ними делать?! Будем, в первую очередь, на ферме быт налаживать, чтобы санпропускник работал: переоделись и пошли на работу. Закончили – в душевой помылись и поехали по домам. Правда, – еще раз с сожалением вздохнул Василий Егорович, – доярки и от транспорта отказываются, привыкли десятки лет на велосипедах…
Наталья Нарсеева
Комментарии читателей Оставить комментарий