Цена риска - суды да иски

Два офицера вологодского СОБРа, возможно, скоро все же получат денежные суммы, которые по решению суда им обязано выплатить министерство внутренних дел за участие в боевых действиях в Чеченской Республике. По крайней мере, московские судебные приставы-исполнители уведомили офицеров, что деньги МВД для них уже перечислило. Это будут первые сотрудники правоохранительных органов Вологодчины, с которыми государство в полном объеме рассчитается за Чечню по закону. Защитники без защиты.
Если собровцы получат те деньги, которые обязали МВД выплатить им Шекснинский районный суд и городской суд Вологды, то это будет только начало. Потому как подлежат удовлетворению еще порядка 20 вступивших в законную силу судебных решений в отношении как офицеров СОБРа, так и восьми бойцов ОМОНа из областного центра. А судя по тому, что, по примеру своих коллег, иски на министерство внутренних дел наверняка подадут и другие милиционеры, прошедшие через современную кавказскую войну, процесс "выколачивания" с государства долгов обещает быть длительным...
...Все решения по собровцам были приняты минувшей осенью. Вслед за ними в суд обратились бойцы вологодского ОМОНа. В чечне их "продинамили" точно таким же образом: оплатили не все дни участия в операциях. Если при рассмотрении исков офицеров спецотряда в решениях представителей Фемиды, не имевших до этого подобной судебной практики, поначалу все же возникали некоторые разночтения, то в случае с омоновцами все прошло без проволочек. В январе последние удовлетворенные судом иски были отправлены для исполнения в управление юстиции Москвы.
- Вот тут-то и возникла проблема, - рассказал представлявший интересы наших милиционеров в судах юрист Иван Демидов. - Московские судебные приставы-исполнители теперь отказывают нам в приеме документов. Вероятно, просто столкнувшись с массой дел - а как мне известно, требуют "боевые" через суды теперь повсеместно - приставы не хотят утруждать себя такой работой. И надо сказать, имеют на это формальное право.
Следует признать, что с юридической стороны формальное право на то, чтобы отказать в приеме исполнительных документов, у приставов действительно имеется. Согласно постановлению правительства РФ № 143 от 22 февраля 2001 года, для взыскания средств с ведомств, финансируемых из федерального бюджета, судебные решения надо направлять не в службу судебных приставов по месту нахождения ведомства, а в орган федерального казначейства, который его финансирует. Но откуда знают в Вологде, через какой орган казначейства проходят финансы для МВД?..
- Постановление правительства ни в коей мере не отменяет закон "Об исполнительном производстве", - комментирует Иван Демидов. - То есть постановление не освобождает судебных приставов-исполнителей от выполнения своих обязанностей. Получается, в двух случаях с нашими собровцами одни московские приставы выполнили свою работу, другие же не хотят заниматься этим и присылают отказ. Такой вот правовой казус.
Действительно, казус, когда могут, но не хотят. Казус, при котором бездействие ответственных лиц порождает неверие в справедливость правосудия. И определенно служит серьезным раздражающим фактором для людей, рисковавших своими жизнями. По большому счету, такие непонятные да и необъяснимые казусы еще раз доказывают, что "государственные люди", хорошо умеющие воевать, привыкшие подчиняться и выполнять поставленные задачи, оказываются беззащитными перед закрытыми служебными инструкциями и постановлениями чиновников на местах. МВД пора готовиться к осаде
Между тем в скором времени Вологда, по всей вероятности, станет местом прецедента в судебной практике современной России. "Заваривший кашу" с отсуждением "боевых" Иван Демидов не намерен останавливаться на достигнутом и собирается подавать иски в суд и по выплате денежных компенсаций за каждый день службы вологодским милиционерам, служившим во временном отделе внутренних дел Ленинского района Грозного. И вот почему...
С 1 мая прошлого года решением Правительства России "боевые" за участие в контртеррористических операциях на территории Чечни были отменены. Вместо них правительство ввело так называемые "президентские", начисляемые за боевые действия из расчета - за каждый день, но не более 20 тысяч рублей в месяц. Однако психология людей в погонах, отвечающих за начисление финансов, с введением различных новшеств не изменилась ничуть. Большинство сотрудников райотдела вернулись из Грозного, имея не более пяти "закрытых" в месяц дней (и это за постоянный-то риск). Странная логика: сопровождение, охранение, выезды опергрупп, то есть те действия, которые считаются боевыми операциями, в Грозном совершаются ежедневно, но, судя по выплатам милиционерам, они как бы не проводятся.
- Есть все основания, чтобы полностью удержать с МВД причитающиеся деньги. А доказать в суде факт участия милиционеров в боевых операциях, думаю, будет несложно, - считает Иван Демидов.
Если удастся выиграть суды и по этим делам (а такая весть наверняка облетит все регионы, и тамошние правоохранители, безусловно, возьмут на вооружение вологодский опыт), начнутся новые атаки на МВД.
P.S. Когда материал готовился к печати, стало известно, что МВД попыталось оспорить решения судов по выплате сотрудникам органов внутренних дел "боевых" в Верховном суде. Высшая судебная инстанция не нашла оснований для пересмотра решений... Между тем на банковские счета офицеров вологодского СОБРа поступила лишь сумма судебных издержек. Как пояснили столичные судебные приставы-исполнители, установленные судами суммы востребовать с МВД якобы не представляется возможным из-за формулировки в исполнительном листе: вместо слова "взыскать" в нем указано "обязать к выплате". Что это: опять найден формальный повод, чтобы не выполнять свою работу?
Комментарии читателей Оставить комментарий