Перезагрузка «США – Россия» на фоне Афганистана

Все последние 20 лет российские и американские политики занимались поиском «большого дела», которое послужило бы основой для прочного и эффективного сотрудничества двух стран. Первые месяцы после событий 11 сентября, например, оставалось ощущение, что «война с терроризмом» может возродить «великий альянс» между Москвой и Вашингтоном наподобие партнерства против нацизма времен Второй мировой войны. Но грандиозные схемы по обновлению архитектуры европейской безопасности и даже стратегический альянс США – Россия провалились, поскольку реальность и риторика – далеко не одно и то же.
В качестве «работы над ошибками» администрации Обамы и Медведева сосредоточили свои усилия на небольших проектах с тем, чтобы нарастить сами навыки сотрудничества между двумя государствами (это особенно касается обороны и национальной безопасности). Как ни странно, Афганистан, будучи еще два десятилетия назад одним из главных мест для сражений холодной войны, уже сейчас является той ареной, где результаты «перезагрузки» наиболее показательны.
В последние два года Россия стала альтернативой Пакистану в качестве транзитного канала, по которому идет снабжение для поддержания миссии США и НАТО в Афганистане. Т. н. «Северная транспортная сеть» (Northern Distribution Network) является транспортным коридором, соединяющим порты Балтийского и Черного морей с Афганистаном через территорию России, Центральную Азию и Кавказ. Первоначально задуманная как альтернативный транзитный маршрут для несрочных перевозок, «Северная транспортная сеть» стала значительно важнее за последние два года, и теперь на нее приходится более половины всех военных транзитов США в Афганистан.
Частично все это было организовано из-за ненадежности маршрутов поставок из пакистанского порта Карачи с его упрощенной системой безопасности, к тому же его часто временно перекрывает правительство страны в Исламабаде. Но также это связано с разрешением правительства России на трансфер военных грузов по своей территории на тех же условиях, что и перевозки продуктов питания и топлива. За последний год Москва дала разрешение на 4500 транзитных полетов американских самолетов по воздушному пространству России для перевозок своих войск и вооружений.
«Северная транспортная сеть» (СТС) предоставляет Соединенным Штатам надежный транзитный маршрут, при котором снижается риск блокировки маршрутов поставок в Пакистане, что позволяет обезопасить усилия Запада в Афганистане. СТС стала отличным подспорьем для российских и других евразийских компаний, которые занимаются воздушными и железнодорожными грузоперевозками. По некоторым оценкам, «Северная транспортная сеть» формирует не менее $1 млрд дохода для российских фирм, в числе которых и государственные компании, такие как «Российские железные дороги». Такое сотрудничество предоставляет набор взаимодополняющих стимулов как для Москвы, так и для Вашингтона. За последние два года американской стороне стало более комфортно работать в рамках СТС, а ощутимые дивиденды России не ограничиваются лишь призрачной «доброй волей», но и превращаются в твердые наличные на банковском счету.
Еще более значительным является подписание контракта между российским экспортером вооружений «Рособоронэкспортом» и Министерством обороны США по закупке 21 вертолета Ми-17В5 для афганских вооруженных сил. Хотя американская сторона через посредников уже приобретала для Афганистана вертолеты российского производства, это – первый случай прямого контракта с Пентагоном на поставку оружия. Заместитель директора Федеральной службы России по военно-техническому сотрудничеству Вячеслав Дзиркали выразил надежду, что эта сделка не станет исключением, а скорее наоборот, первым шагом для сотрудничества России и США в «других проектах». Несмотря на интенсивное лоббирование афганского договора американскими производителями вертолетов, выбор Пентагона четко обоснован не только тем, что афганцы хорошо знакомы с советской сборкой, но и большей приспособленностью Ми-17 к суровым условиям Афганистана, чем его американские аналоги. Включив в покупку гарантию на запасные части, а также предоставление обучения и техническое обслуживание, контракт может оцениваться в более чем $300 млн.
Готовность администрации Обамы отказаться от предложений американских лоббистов и утвердить покупку российского оборудования сигнализировала Москве, что Вашингтон готов потратить долю своего политического капитала, чтобы предоставить России ощутимые выгоды от «перезагрузки», в частности, от разрешения американцам совершать военные полеты над территорией России. Помощник президента России, отвечающий за вопросы внешней политики, Сергей Приходько считает, что соглашение стало «важнейшим шагом двух стран на пути к практическому сотрудничеству с целью повышения боевых возможностей афганских вооруженных сил».
Ни одно из этих событий не является шокирующим и сенсационным. Однако они резко отличаются от всей прежней дипломатии Буша и Путина, когда оба лидера брали на себя обязательства по грандиозным проектам лишь для того, чтобы увидеть, как все это «погибает на корню» из-за бюрократий обеих стран. В настоящее время сотрудничество в сфере безопасности между Россией и США по проблеме Афганистана продвигается медленно, но верно. Противоречия по Афганистану никуда не деваются, например, касающиеся борьбы с наркотиками. Но даже и в этой области за последние месяцы сотрудничество значительно улучшилось. Еще три года назад для США не были разрешены полеты над территорией России, а Министерство обороны Соединенных Штатов не закупало вооружение у российских производителей. Но поскольку эти отношения становятся нормой и укрепляются в контексте Афганистана, то их развитие может поспособствовать развитию и в других стратегически важных областях.
Комментарии читателей Оставить комментарий