Молчаливая меланхолия Ларса фон Триера

Это заявление Ларс фон Триер решил сделать после майского скандала на Каннском фестивале.
Режиссер решил, что теперь будет поступать как Терренс Малик, который живет как затворник и никогда не общается с журналистами. И несмотря на то что этот кинорежиссер не жалует пишущую братию, именно его фильму «Древо жизни» и была присуждена «Золотая пальмовая ветвь» на прошедшем фестивале в Каннах. Из-за этой картины «Меланхолия» фон Триера лишилась главной награды кинофестиваля.
«Больше я не буду давать пресс-конференции, с этим покончено. Теперь я буду делать как Терренс Малик - буду молчать. Нет никаких оснований для того, чтобы только у него была подобная привилегия», - сказал датский кинорежиссер. Что ж, действительно, лучше доказывать свою состоятельность сценариями и фильмами, чем двусмысленными высказываниями, которые могут потрясти весь мир.
Конечно, Ларс фон Триер уже сто раз пожалел о своих словах, высказанных им так скоропалительно на пресс-конференции. Тогда сценарист и режиссер сказал, что он по-человечески понимает Гитлера и все, кто хочет, могут считать его нацистом. Само собой, после таких высказываний многие актеры отвернулись от него, а руководство кинофестиваля решило считать Триера персоной нон грата. Но несмотря на это, фильм режиссера все же было решено не бойкотировать, и «Меланхолия» в результате завоевала награду за лучшую женскую роль, которую сыграла Кирстен Данст. Как говорят критики, фильм Триера мог вполне конкурировать с фильмом Малика, но, скорее всего, из-за скандала статуэтка досталась все же «Древу жизни»...
Позднее кинорежиссер много раз извинялся за свои необдуманные слова и признавался, что он - человек непростой и часто идет на провокации. «Я уже десять раз извинился и делаю это снова. Я ненавижу пресс-конференции, но Жиль Жакоб, которого я обожаю и перед которым преклоняюсь, потому что если бы не он, я бы не снимал фильмы, попросил меня принять участие в ней», - сказал Ларс фон Триер о той злополучной пресс-конференции. «И вот я оказался, совершенно неподготовленный, перед двумя сотнями журналистов. Я наговорил глупостей, и я сожалею, что они причинили людям боль». Правда, режиссер еще зачем-то добавил, что ему даже немного нравится быть персоной нон грата, т. к. эта романтическая и одинокая роль делает его чем-то похожим на героев его же фильмов. Одним словом, режиссер сейчас пытается хоть как-то реабилитироваться, но старается сделать это с наименьшим ущербом для себя и своего самолюбия.
К сожалению, датский кинорежиссер подпортил себе реноме своей выходкой очень основательно. А ведь фон Триера по праву считают культовым режиссером: он создал целое направление в кино, а на его фильмы равняются даже именитые творцы. Он уже дважды получал «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, и он несет знамя главного кинорежиссера Скандинавии.
А ведь Триер считается чуть ли не главным разрушителем жанровых законов в европейском кинематографе. Чего стоят его «Танцующая в темноте» и «Догвилль»! Драму главной слепой героини, которую блистательно сыграла Бьёрк, режиссер перенес в мюзикл... А в «Догвилле» фон Триер создал чрезвычайно условное пространство, расчертив на полу в павильоне мелом стены воображаемых домов и дворов воображаемого города. И в течение трех часов известные актеры (и сама Николь Кидман!) бродят по этим расчерченным «классикам», «обходя» несуществующие препятствия и «открывая» невидимые двери...
Кадр из фильма «Танцующая в темноте»
Разрушает киношные каноны фон Триер демонстративно, жестко и порой даже слишком иронично. Он презрительно относится к западному обществу, и именно поэтому все его бюргеры, на первый взгляд, такие порядочные и правильные, в конечном итоге оказываются отморозками, достойными презрения. Фон Триер умудрился спародировать военное кино, детектив, мюзикл, гангстерский боевик, комедию... Последний его фильм «Меланхолия» - это насмешка над фильмом-катастрофой. Правда, режиссер делает все это с такой напускной серьезностью, что от этого все становится еще абсурднее.
Кадр из фильма «Догвилль»
Одним словом, издевательство и провокация. Но он такой и есть - и как режиссер, и как сценарист, и как человек... Но, к сожалению, то, что можно простить режиссеру, не всегда прощается человеку. Интересно, сможет ли «король провокации» преодолеть возникшую атмосферу непонимания и недоумения, возникшую вокруг его имени? Просто замолчит, как в случае с пресс-конференциями, или будет стараться довести ситуацию до абсурда?..
Комментарии читателей Оставить комментарий