От Хомы до генерала: Леониду Куравлеву — 75!

Хома Брут в гоголевском «Вие», Володька Завитушкин в «Не может быть!» от Зощенко, Князь Милославский в постановке «Иван Васильевич меняет профессию» по Булгакову...
Ему всегда удавались роли, пера великих русских писателей. Леонид Куравлев, который подарил нашему народу столько ярких и разных образов, 8 октября встречает юбилей — по-настоящему большому русскому актеру исполнится 75 лет.
Кадр из фильма «Вий» (1967 год)
Вот нет какого-то одного Леонида Куравлева. Если речь заходит о Ливанове, то сразу вспоминается его великолепный Шерлок Холмс, Тихонов - это прежде всего Штирлиц, Демьяненко — моментальная ассоциация с Шуриком. А вот персонажа Куравлева одного такого единственного - нет: он слишком разный.
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» (1973 год)
Так случилось, что «Афоня» - это Леонид Вячеславович для большинства, это восприятие зрителя массового. И не спроста. Потому что невозможно провести параллель между Афанасием Борщовым и оберштурмбаннфюрером Айсманом в «Семнадцати мгновениях весны». Или между Жоржем Милославским и Володей, который «жениться отказывается». Леонид Куравлев на протяжении всего своего актерского пути, который продолжается и по сей день, сумел не попасть в самую неприятную для этой профессии ловушку: артист одного амплуа.
Кадр из фильма «Афоня» (1975 год)
А ведь вовсе не «Афоня» познакомил СССР с артистом Куравлевым. В 1968 году вышел первый «ужастик» советского кино - «Вий», снятый по повести Николая Гоголя Константином Ершовым. Это была далеко не первая роль Леонида Вячеславовича в большом кино, но именно Хома Брут стал первым главным персонажем, которого блестяще сыграл Куравлев и который позволил актеру стать по-настоящему знаменитым. А теперь попробуйте соотнести этот образ с генералом МВД в «Бригаде». Не получается? Ну вот невозможно поверить, что это один и тот же человек, и ни при чем здесь разница в возрасте. Причина этого сумасшедшего несоответствия кроется в высочайшем актерском мастерстве Куравлева.
Кадр из фильма «Золотой Теленок» (1968 год)
Вообще, образы, созданные Куравлевым можно перечислять очень долго, например невероятно обаятельный и смешной Шура Балаганов в «Золотом Теленке». Его комические персонажи — это отдельный разговор. Любой актер вам скажет, что смешное сыграть — это куда труднее, чем драматическую, или даже трагическую роль. Юбиляру удается и то, и другое. Он может быть вором среднего пошиба Копченым в «Месте встречи изменить нельзя» и Пашей Колокольниковым у Шукшина в картине «Живет такой парень», разрушающим все жизненные проблемы своим юмором и легким отношением к реальности.
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 год)
Он всегда разный, но есть одно качество, которое никак не удается выместить из его героев. Даже самый неприятный его персонаж, которого зритель по замыслу режиссера должен ненавидеть, все равно обаятелен. Это от природы - располагать к себе людей. И в любой роли, которая дает Куравлеву для этого пространство, он выполняет еще одну важнейшую функцию — заставляет зрителя сопереживать. То самое, ради чего и создается искусство.
Пространство, в котором в разные годы доводилось работать юбиляру, не всегда было большим, позволяющим развернуться и показать образ во всей полноте. Куравлев ведь очень много играл в эпизодических ролях. И этими работами доказал, что маленьких ролей не бывает. Ведь тот же самый Копченый - это ведь эпизод! А кто сегодня может представить фильм без этого эпизода и без Куравлева в нем? А «Ширли-Мырли», самую противоречивую и спорную комедию в новейшей истории российского кинематографа — можно ее представить без очаровательного американского посла со смешным акцентом?
Кадр из фильма «На Дерибасовской хорошая погода» (1992 год)
Куравлев давно уже стал частью русской национальной культуры. Вся его жизнь — это работа, все его роли — это наши друзья. Даже нацист Айсман, на первый взгляд начисто лишенный эмоций, а потом раскрывающийся в своей слабости. И это еще одна грань таланта: будучи до предела заряженным жизненной энергией начисто выжечь в своем герое проявления человеческого восприятия мира. А потом, когда это потребуется, взять и наполнить его этим самым, живым. Это, как говорят сегодня, «хай класс». Благодаря таким профессионалам, как Куравлев, мы и любим наше кино; мы иногда от него нос воротим, но вот появится на экране такой вот свой, родной и улыбающийся Леонид Куравлев и мы даже «На Дерибасовской хорошая погода» до конца досмотрим.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Самый лучший актер советского кино! С удовольствием смотрю его фильмы. Очень нравится фильм "Живет такой парень", посмотрите кто не видел, не пожалеете. Очень хочется, чтобы он продолжал играть в хороших фильмах. Думаю, что многие современные режиссеры теряют колоссальную возможность сделать свой фильм шедевром искусства не предлагая великих ролей Леониду Куравлеву. Сколько он еще успел бы сыграть великих ролей! Почему его не видно в современных фильмах???????
замечательный актер с детства его любила ! здоровья и счастья Леониду Вячеславовичу!
молчал бы и не вылазил за свои рамки...надо же додуматься
Только придурок мог додуматься так описать его роли в таком фомате.
Какая чушь!!!!!!!!!!!!!!!!Убогое восприятие искусства! Господи, прости его, он не ведает, что глаголет!