Великий режиссер назвал Леонида Гайдая хамом

Гайдай родился в городе Свободный Амурской области, но спустя короткое время после этого семья переехала в Иркустск. Отец будущего режиссера Иов Исидорович Гайдай был простым железнодорожником, однако любил читать и пристрастил к этому же своих троих детей. Лучшим подарком в доме Гайдаев традиционно считалась книга.
В начале войны Леонид Иович служил в Монголии, где ему было поручено следить за лошадьми. Парень тяготился столь «негероической» должностью, но все же проявить себя Провидение ему дало возможность. Недавно был обнародован № 069 по 1263-му стрелковому полку 381-й стрелковой дивизии, который гласит: «Красноармеец пешей разведки Гайдай Леонид Иванович (отчество было указано ошибочно. – прим. ред.) за то, что боях за деревню Енкино 14.12.1942 г. забросал гранатами огневую точку противника, лично уничтожил трех немцев и вместе с другими товарищами участвовал в захвате военнопленного, награждается медалью «За отвагу». В одном из боев Гайдай подорвался на противопехотной мине. Медики хотели ампутировать ногу, но Леонид ее «отвоевал». В 1944-м его комиссовали по инвалидности. Рана не давала ему покоя до самой смерти.
Леонид Гайдай
Несмотря на то, что Гайдай не выговаривал звуков «р» и «л», он поступил в студию при Иркутском драмтеатре. «Сюда он пришёл сразу после выпускного и устроился работать машинистом сцены. Здесь он проработал недолго, до начала 42-го года, пока не был призван. Сначала в армию, а потом на фронт. И сюда же Леонид Иович вернулся после, но уже в качестве студента. В 47-м году, окончив студию, он вышел актёром на сцену», - говорит биограф Леонида Гайдая Владимир Березин.
В 1949-м Леонид Гайдай поступил во ВГИК на режиссерский факультет. Первую же его комедию «Жених с того света» (1958) постигла неудача: цензура вырезала около половины ленты. Фактически превратив ее в короткометражку. Желая загладить вину перед тогдашними боссами, Гайдай снял конъюнктурный фильм о комсомольцах «Трижды воскресший» (1960), с треском провалившийся в прокате. Позже режиссер очень не любил вспоминать об этой заботе и даже старался ее не включать в свою официальную фильмографию.
Леонид Гайдай
Отдыхая в начале 60-х в Иркутске, Гайдай наткнулся на чердаке родительского дома на фельетон «Пес Барбос и необычный кросс» в старом номере газеты «Правда». Так родилась идея короткометражной комедии, которая принесла молодому режиссеру первый настоящий успех. По рекомендации Георгия Вицина, в фильм попал Юрий Никулин, увидев которого, Леонид Иович заявил: «Гримироваться вам ни к чему. У вас лицо и так глупое, моргайте только почаще». Из первоначального варианта, который был значительно длиннее, вырезали эпизод с медведем, на которого налетела троица (в шкуре хищника снимался сам Гайдай), а также - тот, где Никулин попадает в корзину с яйцами, которую держит сидящая на опушке бабушка.
Киноальманах «Операция Ы и другие приключения Шурика» (1965) частично был основан на реальных фактах биографии Гайдая. Например, стихотворение Ярослава Смелякова про «хорошую девушку Лиду» он действительно читал при поступлении во ВГИК, а диалог с героиней Натальи Селезневой об «ощущении, что я здесь уже когда-то был» действительно произносил ранее с женой режиссера Ниной Гребешковой один из их гостей. Желая раскрепостить Селезневу, которая стеснялась раздеваться в кадре, Гайдай задумчиво произнес: «Возможно, у вас не очень хорошая фигура». Оскорбленаая актриса в мгновение ока сумела преодолеть психологический барьер.
«Бриллиантовую руку», вышедшую на экраны в 1968-м Леонид Гайдай титаническими усилиями спас от цензурных преследований. Тогдашние чиновники хотели изрядно покромсать фильм, вырезав из него сцены стриптиза, речи про «облико морале» и песню в исполнении Андрея Миронова «Остров невезения». Но Леонид Гайдай пошел на хитрость, присовокупив в фильму совершенно алогичный финал с ядерным взрывом. Шокированные цензоры заставили режиссера избавиться от страшных кадров, напрочь забыв при этом о своих прежних претензиях.
Леонид Гайдай
Карьера Леонида Гайдая не была безоблачной. Например, Олег Даль наотрез отказался сниматься в его фильме по гоголевскому «Ревизору» «Инкогнито из Петербурга», а самой ленте присвоили в прокате позорную третью категорию. По поводу же гайдаевской экранизации «Двенадцати стульев» режиссер Григорий Козинцев презрительно заявил: «Хам, прочитавший двух интеллигентных писателей. Хамский гогот».
Тем не менее, Леонид Гайдай никогда не считал себя диссидентом и, в целом, был доволен советским строем. «Гайдай был советским человеком, - рассказал накануне 90-летия режиссера сценарист Аркадий Инин в интервью «МК». - Он воевал, защищал эту власть, прекрасно видел все ее недостатки. Чудовищной коррупции тогда, кстати, не было. Были взяточники — и все, это разные вещи. Гайдай все понимал, но считал, что в общем страна живет правильно и что дальше будет лучше. Он верил в светлое будущее. Возможно, Нина Павловна или дочка Леонида Иовича расскажут это по-иному. Допускаю, что дома он делился с ними какими-то другими вещами».
В 80-90-е Леонид Гайдай стал потихоньку сдавать. Его комедии этого периода признаны не столь искрометными, а «Спортлото-82» некоторые вообще объявили одним большим рекламным роликом. Мастер скончался 19 ноября 1993-го. О последних днях режиссера рассказала его вдова Нина Гребешкова: «В 70 лет у него началось воспаление легких... Сначала было плохо - в легких накапливалась жидкость. Потом он уже лучше стал себя чувствовать. Я бывала у него в больнице каждый день, даже ночевала. И вот 19 ноября 1993 года. Стемнело... Я с ним. Он вздохнул - и все. Прибежали врачи, надели маску... Все бесполезно. Он ушел. Тромбоэмболия легочной артерии - оторвался тромб. Произошла закупорка. К тому же он страдал сердечной аритмией. Спасти его было невозможно». Похоронен Леонид Гайдай на Кунцевском кладбище.
К 90-летию Леонида Гайдая подготовлен ряд мероприятий. 31 января в Доме кино Союза кинематографистов РФ пройдет вечер «Гайдай — всегда Гайдай!», посвященный этому юбилею. Его проведет кинодраматург Аркадий Инин, работавший с выдающимся комедиографом на его последних картинах «Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1989) и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992).
«Мы не будем показывать фрагменты фильмов, которые и без того все знают, - расказал Аркадий Инин в интервью «МК». - Обещали прийти Владимир Этуш, Александр Ширвиндт, Леонид Куравлев, Наталья Крачковская, которая редко участвует в такого рода мероприятиях, но ради Леонида Иовича изменила своим правилам. Все они поделятся воспоминаниями. Прозвучат песни из фильмов Гайдая. Одну из них в картине «Иван Васильевич меняет профессию» исполнил за кадром Валерий Золотухин. Надеемся, он ее же споет и на сцене. У меня есть двенадцать баек про нашу работу с Гайдаем, и я их за двадцать лет изложил двести раз. Так что рассчитывать на новизну, увы, не приходится».
Леонид Гайдай и Анатолий Папанов
Не забывают Леонида Гайдая и в родном Иркутске, где не так давно был установлен памятник режиссеру. На прошлой неделе в тамошнем музее истории Владимир Березин представил свою книгу «Леонид Гайдай: иркутские страницы», над которой работал более 15 лет. «Книга симпатичная, хорошая, добрая, в неё вложено много любви людей, которые над ней работали, и прежде всего моей. Я около 15 лет занимался этой книгой, нянчил её, и тех, кто будет её листать, ждут приятные сюрпризы, открытия, много интересного, – рассказывает автор. – Мы пытались сделать книгу в стиле самого Гайдая – смешной хулиганистой». Объем книги 300 страниц, тираж 1100 экземпляров, но собственно текста не так уж и много. Издание снабжено огромным количеством фотографий (более 170), документов и писем.
Тридцать первого января 10.30 на 5-м канале выходит фильм Гайдая «За спичками», снятый совместно с Финляндией и представляющий собой череду забавных ситуаций, в которые попадает персонаж Евгения Леонова, отправившись к соседу, чтобы попросить спички и развести огонь для приготовления любимого финнами кофе.
Фото с сайта kino-teatr.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий
На сегодняшних комедиях плакать хочется.Елки-палки, Любовь-морковь-жуть какая-то. Авторы не читали Гоголя, Чехова, Зощенко?... Спросили бы Рязанова, Данелия:как снимать комедии?
я посмотрела перевод л гойдая кавказкая пленица мне не понравилось
до гайдая очень далеко все ка кто нереально скучно но ни то и все
леонид гойдай был первый в фильмах и бууудеет первым на всю жизнь
я люблю его фильмы и буду любить ведь мне еще 26 лет
гайдай жив и жить будет
В последнее время прихожу к выводу:чтобы не потерять себя в тухлой действительности, которая окружает нас,нужно чаще обращаться в прошлое и, прежде всего, смотреть советские фильмы.Причем любые,даже те,что когда-то цензура назвала "дешевой подделкой". Странно, мне уже почти 60, а я не перестаю смотреть "Неуловимых мстителей","Ваню Бровкина","Неисправимого лгуна",фильмы Ростоцкого,Бондарчука,раннего Рязанова,Александра Роу,Данелии,Гайдая... Настоящее искусство!Именно оно приносит душевный покой,сопереживание героям, доброту, преданность близкому человеку. Друзья, чаще смотрите СОВЕТСКИЕ фильмы.
Абсолютно верно! Продолжающиеся стенания о зажиме талантов советской цензурой уже не воспринимаются.Более 20 лет нет никакой цензуры,но никаких шедевров,да и просто талантливых фильмов при полной свободе не снято.Все телеканалы в праздничные дни выезжают за счет фильмов советского времени,"безжалостно порезанных".
А вы посмотрите Гамлет с Лоренсом Оливье, а потом посмотрите Козинцева. Ничего не напоминает? Слегка вторичен Гамлет у Козинцева.
Те же мизансцены, те же образы. Кроме того это разные вещи Гамлета снимать и комедию. Комедию - сложней! Про постановку Гамлета можно сотни книг прочитать. А комедия каждый раз новая. Что до высказываний - да кому какое дело кто что про кого сказал. А если бы вообще промолчал - было бы не обидно? Любой большой талант эгоцентричен, индивидуален, замкнут на себя...