«Сталинград»: битва озверевшей похоти

15:45 15.10.2013 , Денис Ступников
Фрагмент постера к фильму
Фрагмент постера к фильму

Новое творение Федора Бондарчука «Сталинград» вызывает вопросы и недоумения уже на стадии начальных титров.

Режиссеру зачем-то нужно было увязать фильм с современностью, поэтому он, во что бы то ни стало, хотел сделать историю в истории и ввести фигуру рассказчика. На ранней стадии разработки сценария повествование о героической защите знаменитого «Дома Павлова» влагалось в уста пожилого доктора, спасающего жертв цунами в Японии. Но, пока шел подготовительный процесс, в Стране восходящего солнца случилось землетрясение и Бондарчук, видимо рассудил, чего ж добру-то пропадать.

И вот уже интеллигентный старичок Астахов, прообразом которого явно послужил доктор Рошаль, рассказывает зажатым под завалами жертвам дальневосточного катаклизма о своих «пяти отцах», которые обороняли стратегически важный объект в Сталинграде жаркой осенью 1942 года. Советские войска форсировали Волгу, немцы приняли решение взорвать запасы топлива, и в результате горстка наших бойцов оказалась отрезанной в полуразрушенном здании. Здесь же прячется контуженная девушка Катя, в которую влюбляется все пятеро защитников дома. Вообще-то их шестеро, но одного из них — грузного матроса — создатели фильма отчего-то сбрасывают со счетов по умолчанию.

Кадр из фильма «Сталинград»

Подобных неувязок в фильме пруд пруди. Целостный сценарий в «Сталинграде» отсутствует как класс, отчего лента рассыпается на ряд относительно самостоятельных эпизодов (недаром же Федор Бондарчук — клипмейкер). Естественно, это сильно вредит как динамике фильма, так и его элементарному восприятию. Зритель мечется, в тщетной попытке зацепиться хотя бы за что-то. Хотите экшена? На батальные трехмерные сцены угрохана куча денег, но оно того не стоит. «Свидетели» героических сражений оказываются будто бы внутри компьютерной «игрушки», где все к тому же подается еще и в замедленном действии. Претензии на постановки трюков в стиле Чака Норриса с треском проваливаются. Хваленое 3D сводится лишь к пеплу, летящему зрителям прямо в лицо — и аналогия с пускаемой в глаза пылью становится почти очевидной.

Попытки дезавуировать историю столь же халтурны и даже не стоят серьезного обсуждения. Бондарчук старательно избегает любых намеков на руководящую роль Сталина в Великой Отечественной войне. Вместо криков «За Родину, за Сталина!» мы наблюдаем старого вояку, который неумело крестится перед атакой левой рукой, забыв при этом снять каску. Карикатурные потуги искусственно очернить «вождя народов» не выдерживают никакой критике. Чего только стоит топорный эпизод с гитлеровцами, марширующими под бюстом Сталина!

Кадр из фильма «Сталинград»

Советские солдаты на экране напрочь лишены героического флера. Они разговаривают на повышенных тонах с блатными интонациями, норовят всячески унизить друг друга и пускают, при случае, в расход своих же без малейших колебаний (исключением является разве что герой Андрея Смолякова). На этом фоне солдаты вермахта, рассуждающие о высоких материях и неустанно рефлектирующие, смотрятся очень выигрышно. Кто-то из интренет-рецензентов верно подметил: если бы подобную продукцию произвел какой-нибудь западный режиссер, его творение, скорее всего, запретили бы в России к показу. А Федору Бондарчуку, вроде как, позволено все.

Кадр из фильма «Сталинград»

Но, может быть, отталкиваться в «Сталинграде» стоит от любовной линии? Увы, и здесь утешительного мало. За неуместную эротическую сцену в «9-й роте» Бондарчука не пинал только ленивый, и, возможно, в «Сталинграде» он решил провести некую работу над ошибками. От пресловутой коллизии «Белоснежка и энное количество гномов» режиссер, как мы видим, вновь не удержался, но показал их отношения настолько размыто, что весь просмотр фильма, по сути, сводится к примитивному квесту: угадай, кто отец? Сцена объяснения в любви натянута и неубедительна.

Иначе расставлены акценты сценах, посвященных страсти немецкого капитана Кана (Томас Кречманн) к русской девушке Маше (Янина Студилина). До поры, до времени,оккупант носит своей пассии консервы, находя в ней сходство с умершей от чахотки женой. Каждый такой визит Маше в тягость, но когда Кан ее впервые насилует, в ней вдруг просыпается к нему сильное чувство (не иначе, понравилось). Сам же Кан при этом мечется и горюет, что покоренная женщина пробудила в нем животное начало. В другом эпизоде Кан вдохнеовляет своих солдат байками о шестируких индийских шлюхах. При желании, все мотивы поведения персонажей можно свести к банальной теории Фрейда. Когда Егор Летов пел о «сталинградской битве озверевшей похоти», он даже и подумать не мог, насколько точно это выражение можно будет применить к новому фильму Федора Бондарчука.

Комментарии читателей
14.05.2014, 20:07
Гость: Шарки

Какая же гордость? Эта линия в фильме - единственная, вызывающая отклик. Жалость и сочувствие к несчастной девушке, не видящей никакой опоры в рухнувшем мире. Ее отчаяние и безнадежность точно переданы актрисой (ИМХО). А вот то, что в нее стреляет снайпер, а не в немца - это, конечно, весьма характерный бред автора фильма. И его комментарий - Немецкая подстилка... Он что - происходящее сквозь стены и перекрытия видел?

10.11.2013, 02:24
Гость: Григорий

Такая мура. Утерянное время. Фильм напомнил мне "Цитадель" Михалкова. Только там Крюгер-Михалков с железными пальцами, а тут пушки рикошетами от танков дома взрывают. То есть все достаточно далеко от дейсвительности. Ну для подростков сойдет....

31.10.2013, 13:28
Гость: олег

Давай расскажи, как народ победил вопреки Сталину и правительству СССР и большевикам. Как он сам построился в колоны и пошел воевать, как сам погрузил оборудование в вагоны, и перевез в Среднею Азию. Как не было комсомольцев и коммунистов, а в атаку шли только под прицелом заградительных отрядов и осеняя себя крестами.

]]>
Загрузка...

]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.