«Орлеан»: апокалипсис крупного греха
Кадр из фильма «Орлеан». Фото с сайта kinopoisk.ru
Провинциальный городок со странным названием «Орлеан» живет своею тихой и размеренной жизнью. Парикмахерша Лидка (Елена Лядова) буднично ложится на очередной аборт. Философствующий хирург Рудик (Олег Ягодин) привычно избавляет визитершу от бремени, попутно лакомясь мороженым. Дома у него парализованный отец, но доктор, не стесняясь присутствия лежачего больного, принимает у себя пациенток — и каждый такой сеанс неминуемо заканчивается соблазнением.
Покой орлеанцев нарушается после появления в городе загадочного странника — малоприятного экзекутора (Виктор Сухоруков), обличающего горожан за их грехи. Сначала эта воплощенная совесть является к Лидке и популярно объясняет весь ужас содеянного. Должного эффекта встреча на возымела, тогда мистический персонаж приходит к Рудику и стыдит уже его. Скооперировавшись, обруганные врач и парикмахерша отправляются в офис к экзекутору и в ультимативной форме требуют, чтобы впредь их не беспокоил. Но совесть не обмануть, поэтому растревоженным жителям приходится прибегать к более решительным методам.
Кадр из фильма «Орлеан». Фото с сайта kinopoisk.ru
Сценарист Юрий Арабов переработал для фильма «Орлеан» свой одноименный роман. Жанр книги и фильма определить не так-то просто. С одной стороны — это довольно беспросветное повествование в духе «Левиафана» Звянинцева и «Дурака» Быкова. С другой — тут нет публицистически заостренного критического пафоса, а каждая ключевая сцена, какой бы тяжелой она ни была, сдабривается черным юмором высочайшей пробы. Среди литературных источников «Орлеана» критики совершенно правильно называют «Ревизор» и «Мастера и Маргариту», а из кинематографических прообразов стоит назвать «Город Зеро» и «Город Грехов».
Кадр из фильма «Орлеан». Фото с сайта kinopoisk.ru
Множество цирковых аллюзий (маньяк-иллюзионист, перепиливающий людей, дрессированные слоны и обезьяны) возводят фильм к традициям средневекового балагана, изображающего адские муки. В рок-музыке эта форма освоена относительно хорошо — достаточно вспомнить творчество таких групп, как Mordor (альбом «Бесы») и НОМ (диск «Семеро смертных», охарактеризованный самими авторами как «загробный цирк»). Для кино же такой ракурс является непроторенной тропой. Не потому ли в фильме в обилии звучат треки британского трио The Tiger Lillies, чье творчество восходит к тем же средневековым представлениям. Правда, «лилии», в отличие от Арабова и Прошкина, пропагандируют полный имморализм, поэтому между кинематографистами и музыкантами на определенном этапе возник конфликт.
Юрий Арабов — творец находящийся в православной парадигме. Его Экзекутор (несмотря на всю сложность и многомерность трактовки образа) может трактоваться и как Христос, и как Ангел-Хранитель. Соответственно, главной в фильме является тема воздаяния за грехи. Причем, показана уже последняя степень падения персонажей, когда всякие увещевания уже бесполезны, поэтому приходится прибегать к более радикальным мерам — вплоть до полного уничтожения. Это уже не «Апокалипсис мелкого греха» (так называется знаменитая книга архиепископа Иоанна (Шаховского)), все гораздо запущеннее.
Кадр из фильма «Орлеан». Фото с сайта kinopoisk.ru
Этические акценты в фильме расставлены предельно четко, но никакого насилия над волей зрителей создатели «Орлеана» не допускают. Показательной является сцена в офисе Экзекутора. Для одних это — перестроенный общественный туалет, для других — чистилище после которого есть еще надежда избавиться от бремени страстей и быть с Богом. Дуализм этого странного места подчеркивается развешанными на стенах гравюрами великого нидерландского художника Маурица Эсхера (Эшера). Замкнутое на себе пространство полотен Эсхера как раз и является идеальной моделью христианского ада, обитатели которого более всего страдают от бесконечной изнурительной повторяемости одной и той же цепи не вполне приятных событий. Но, в отличие от тех же авангардистов и декадентов, нидерландский живописец отнюдь не наслаждался воспроизведением инфернальной серийности, а пытался докопаться до ее первопричины и наметить пути выхода.
Кадр из фильма «Орлеан». Фото с сайта kinopoisk.ru
«Как трудно сдвинуться душе с ложной, но привычной мысли. Психология атеистического мира сего так крепко въелась в психический мир современного человека, что в отношении греха и преступления против Божьих Законов почти все люди действуют одинаково — "по штампу". Самое же печальное, что зло внушило людям "требованиями природы" называть требования греха. Требование природы — дышать, в меру питаться, согреваться, уделять часть суток сну, но никак не наркотировать свой организм, бессмысленно привязываться к миражу, к дыму. Ведь стоит только честно задуматься над этим вопросом, как зло само всплывает на поверхность совести» (Архиепископ Иоанн (Шаховской) «Апокалипсис мелкого греха»).
Комментарии читателей Оставить комментарий
"Андрей Рублёв" Тарковского, конечно же. Ну умаривают уже профаны)))
мир устроен так что грешат все поэтому нам дана возможность раскаяния человек случайно согрешил получил наказание раскаялся и опять живет нормально чем больше грех тем большее наказание тем тяжелее раскаяние но есть такой предел величины греха когда человеку закрыта дорога к его осознанию и раскаянию тогда он становится жизнерадостным веселым ему нет никаких преград а потом раз и конец милый это о тебе кино это для тех кто не такой сильный злодей и который может расскаятся вгрехах а ты перешел этот рубикон ты конченный злодей ты даже не можешь это осознать
А снять фильм о мелких грешках и больших грехах Запада - это задача, прежде всего, западных режиссёров. А задача каждого христианина и просто человека - видеть свои грехи и думать, прежде всего, о своих грехах, а не искать щепки в глазах окружающих.
И не надо видеть во всём политику. Не всё, что делает художник, он делает "про политику". Политике он уделяет, как правило, только весьма малую часть своего творчества, если, вообще, находит это нужным.
Может Вы имеете в виду Савонаролу? Если точно не знаете как правильно, можно же посмотреть в поисковике.
Похоже, что кроме "марины" все уже помешались на политике.
Зачем лезть со своими идиотскими комментариями в обзор кинофильма, если в искусстве ничего не понимаешь?
Вы хоть сами понимаете, что выйди сейчас "Место встречи изменить нельзя" или "Андрей Тарковский", вы бы и их предательскими фильмами и чернухой назвали?
Запакостили весь интернет, и даже хорошие патриотические сайты, недо-пере-патриоты чёртовы. Уже хуже либерастни в глотке становитесь.
P.s. На фильм обязательно пойду - очень жизненно. И спасибо автору за прекрасный обзор.