«31. Праздник смерти»: мы рождены, чтоб Кафку сделать былью

14:41 14.09.2016 , Денис Ступников

Фильм ужасов Роба Зомби «31. Праздник смерти» вышел в российский прокат 15 сентября

Кадр из фильма«31. Праздник смерти»

Октябрь 1976 года. До Хелоуина пять дней. Бродячий цирк передвигается по американским прериям в автофургоне. Труппа изнемогает от жары и накопившейся усталости. Ночью едва прикорнувших клоунов похищают незнакомцы и доставляют их в рукотворный ад, таинственные хозяева которого отводят пленникам 12 часов на выживание. Для каждого из циркачей заготовлен убийца, и раз от разу условия и пытки становятся все более изощренными.

В самом начале фильма зрителей приветствует загримированный и окровавленный преотвратный фрик по прозвищу Могильщик. Он эксцентрично рассказывает о своих увлечениях, пытая набожного толстяка. Между этой мизансценой и основной фабулой фильма существует некая связь, которую по ходу хоррора предстоит уловить.

Кадр из фильма«31. Праздник смерти»

На первый взгляд, «31» абсолютно ничем не выделяется из череды кровавых дьявольских квестов, которым уже несть числа («Пила», «Куб», «13 грехов» и, безусловно, лучший из них - «Хижина в лесу»). Все исходные данные на месте: анонимные злопыхатели устанавливают свои безжалостные правила. Ставки раз о раза повышаются. Живые завидуют мертвым. Финал предсказуем. Ну, разве что новый опус Роба Зомби выделяется привлекательной «семидесятнической» картинкой, радующей глаз старых хиппанов, игрой с ч/б, уместными ретро-вклейками и действительно безупречным сценарием, к которому не подкопаться.

Кадр из фильма«31. Праздник смерти»

Под событийный ряд ленты подведена мощная философская база. Чего только стоит эпиграф из Франца Кафки: «Первый признак начала познания — желание умереть». Дальнейшие слова этой цитаты, по сути, и являются подлинным синопсисом фильма: ««Эта жизнь кажется невыносимой, другая — недостижимой. Уже не стыдишься, что хочешь умереть; просишь, чтобы тебя перевели из старой камеры, которую ты ненавидишь, в новую, которую ты только еще начнешь ненавидеть. Сказывается тут и остаток веры, что во время пути случайно пройдет по коридору главный, посмотрит на узника и скажет: «Этого не запирайте больше. Я беру его к себе».

Кадр из фильма«31. Праздник смерти»

Роб Зомби исходит из посыла, что благосклонность «главного» отнюдь не является избавлением, а лишь усугубляет ситуацию. В «старой камере» (в цирке) героям тоже было отнюдь не сладко. Хозяйка цирка, опасаясь падения доходов, с подозрением относилась к попыткам своих подчиненных обновить программу. Накачанный громила выходил из себя от любой безобидной шутки. Сексапильная блондинка в поисках приключений готова была переспать даже с мерзким стариком — владельцем заправки. Пожилой щеголеватый негр больше всего переживал из-за начинавшей редеть шевелюры. Молодой негр тщетно пытался славить Господа, покуривая травку. Все предельно ожидаемо и рутинно.

Кадр из фильма«31. Праздник смерти»

Попав в экстремальную ситуацию («новую камеру»), герои, как ни странно, поначалу даже встряхнулись. Что интересно, каждый из них получил по заслугам и реализовал свои желания — пусть даже не теми способами, какими мечтал. Не покидает ощущение, что все они только изображают жертв, поскольку их мучители — еще более жалкие и нелепые, чем они сами. У каждого из палачей есть уязвимое место. Особенно четко это прослеживается в случае с карликом, одержимым комплексом Гитлера. И даже неуязвимый Могильщик на деле оказывается глубоко несчастным человеком...

Кадр из фильма«31. Праздник смерти»

Легко заметить, что эпиграф из Кафки вступает в противоречие со знаменитой фразой из Притчей Соломона: «Начало премудрости — страх Господень». Недаром Роб Зомби моделирует в «13» две эпохи, которые сознательно вычеркнули Бога из жизни человека. Хозяева адской игротеки ходят в камзолах и напудренных париках, что намекает на секулярный XVIII век и эпоху Просвещения. А основные события фильма происходят в 70-ые — время тотального гедонизма, психоделической революции и лозунга «живи быстро — умри молодым». Чудовищ здесь рождает не «сон разума», а ставший былью Кафка!

Фото с сайта kinopoisk.ru

Комментарии читателей
23.09.2016, 20:52
Гость: Never more

Насчёт "какашек Дюшампа" (М. Дюшана?) не слышал. Писсуар, велосипедное колесо и сушилка для бутылок - это да. А какашки в качестве реди-мейд стали практиковаться, насколько помню, гораздо позже 1922 года и уже не Дюшаном.
По поводу Кафки и Ницше вы проехались весьма лихо, по-кавалерийски. Но на мой взгляд, с "какашками" уместнее сравнить как раз ваш кавалерийский наезд, а не творчество этих известных людей, да того же Дюшана. Прежде, чем свысока судить о творчестве того же Кафки или того же Ницше, надо самому хотя бы в тысячной доле обладать их талантом. Хотя о вкусах, как известно, не спорят...
Насчёт поверхностного знания со стороны Ницше Библии и Евангелия - согласен. По моему мнению, Ницше гениален (как и Кафка, кстати). По крайней мере, его "Заратустра" гениален, но по сравнению с Библией и особенно Евангелием, он подобен песчинке на фоне звёздного неба.

15.09.2016, 10:54
Гость: XeX

Кафка - глубоко психически нездоровый ашкенази из Австовенгрии. Та же патология, что и у Фрейда. А вот Ницше вы зря ругаете - всю мерзость и лицемерие современных авраамических религий и либеральных учений, созданных иезуитами-масонами на переломе 1600-1700 годов, он вскрыл лучше всех.

15.09.2016, 07:48
Гость: Ося

Насчет фильма "Весёлые ребята"... Посмотрев "Веселых ребят", Чарли Чаплин сказал: "Этот фильм открыл Америке новую Россию. До этого американцы знали Россию Достоевского"... Из нынешних фильмов хоть какой-то открыл новую Россию для амеров? - это к вопросу о пропаганде. Последний раз это был фильм "Москва слезам не верит"... А между прочим, товарищ Сталин одобрил фильм "Весёлые ребята", а сам Вождь посмотрел музыкальный фильм "Венский вальс" более Сорока раз, а Он понимал толк в хорошем кино! Так что "Весёлые ребята" - это как "откупори шампанского бутылку иль перечти "Женитьбу Фигаро"... Лично Ося не против ужастиков, но предпочитаю из этой "обоймы" фильмы студии "TROMA"...

]]>
Загрузка...

]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.