В спектакле по Солженицыну «Красное колесо» раскрыли роль украинских националистов в революции 1917 года
Премьера спектакля «Красное колесо» по мотивам знаменитой одноименной эпопеи Александра Солженицына состоится в Театре российской армии 26 сентябры. Режиссер Борис Морозов приурочил постановку к 100-летию великого писателя, которое отпразднуют в декабре. Это уже второе обращение Морозова к наследию нобелевского лауреата. Еще в 1995-м режиссер поставил в Малом театре пьесу «Пир победителей». И сам Александр Исаевич охарактеризовал свои впечатления от спектакля как счастливейшие моменты своей жизни.
Но то пьеса, «Красное колесо» состоит из десяти томов. Морозов не ставил перед собой задачи охватить действие романа наиболее полно, взяв из него лишь «узлы», выражаясь языком самого Солженицына. Таких поворотных исторических момента четыре: отречение Николая Второго, реформы Петра Столыпина, терзания его убийцы Богрова и авантюра Ленина по захвату власти в России.
Борис Морозов на пресс-показе спектакля
Каждый из исторических персонажей предстает в спектакле в неожиданном ракурсе. Вопреки сложившемуся стереотипу, императора никак нельзя назвать слабовольным и нерешительным. Напротив, он постоянно одержим жаждой кипучей деятельности, предан своей семье, а любимым занятием считает командование военными построениями. Однако к последнему он относится, как к игре в солдатики, а семья для него становится ахиллесовой пятой. Ведь, подписывая манифест об отречении, государь не стал делать этого в пользу царевича Алексея, потому что как любящий отец, не готов был с ним расстаться.
Петр Столыпин оказывается одним из немногих героев «Красного колеса», кто не только предчувствует грядущую гибель России, но и активно пытается противостоять ей. Его жесткие, но результативные реформы вызывают активное противодействие в Государственной Думе. Один из депутатов – Родичев – прямо оскорбляет его выражением «столыпинские галстуки», за что получает приглашение на дуэль. Конфликт удалось уладить, но участь Петра Аркадьевича уже предрешена. Если бы не роковой выстрел Богрова, царь все равно отправил бы министра в отставку.
Совершенно по-новому в спектакле подан образ Богрова. Принято считать, что он действовал от лица эсеров, но нам четко дают понять: руководство партии запретило ему выражать их интересы. От роли несгибаемого борца Богров далек. При первом же допросе он начинает думать, как спасти свою шкуру, а само убийство его родственники используют в качестве мощной пиар-кампании. Дегероизации образа террориста способствует и тот факт, что его мотивы раскрываются в спектакле в ходе обсуждения досужих сплетниц.
Интересная параллель проведена в спектакле между Богровым и Лениным. Сплетницы пророчат убийце Столыпина памятнике по всей России, но, в конце концов, в качестве оживающего монумента предстает Владимир Ильич. Его беспринципность поражает: сидя в Швейцарии, суетливый Ленин только и думает о том, как использовать начавшее в России бурление в свою пользу. Это оказывается вовсе не сложно, потому что Россия 1917 года предстает в спектакле неуправляемой махиной, несущейся к печальному финалу – тем самым красным пылающим колесом, которое, прежде чем рассыпаться самому, уничтожит все на своем пути. Эсхатологический образ визуализирован в пьесе и при помощи исторической хроники с багровыми колесами локомотива, и в малом сценическом круге, который постоянно вертится, мельтешит и вот-вот сбросит взгромоздившихся на него вчерашних вершителей судеб.
Столь же зыбкой оказывается и диспозиция зрителей, которые располагаются прямо на сцене – в большом сценическом круге. При такой планировке настоящий зрительный зал оказывается лишь декорацией к убийству Столыпина, а в действие пьесы вживлены фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане». В финале большой круг со зрителями тоже начинает вращаться, напоминая о том, что все мы на краю. Или «В круге первом», как это подмечено в другом романе Солженицына.
Жуткое ощущение, что нас ждет вскоре то же самое не покидает на протяжении всего спектакля. Тем более, параллелей с современностью хоть отбавляй. Особенно, когда Ленин для окончательной дестабилизации обстановки в России активизирует украинских националистов и разыгрывает мусульманскую карту на Кавказе, чтобы спровоцировать народы на бунт.
Фотографии Ольги Брагиды предоставлены пресс-службой театра
Комментарии читателей Оставить комментарий
Узел Первый был опубликован в июне 1971 в Париже издательством YMCA-press, в том же году вышло два соперничающих издания в Германии, затем в Голландии, в 1972 – во Франции, Англии, Соединённых Штатах, Испании, Дании, Норвегии, Швеции, Италии, в последующие годы – и в других странах Европы, Азии и Америки.
Как нагадить на Россию - так вон их сколько выстроилось, под знаменем Лаженицина.
И Театр российской армии с ними.
Да-а-а... Чем-то серьёзно больна наша Россия, если спустя сто лет мы продолжаем спорить, благом или злом был Ленин для неё. И Сталин. И по-прежнему не знаем, что делать и как жить дальше.
В спектакле по Солженицыну «Красное колесо» раскрыли роль еврейских националистов в революции 1917 года, так
будет правильнее.
Редкий случай когда один и тот же коммент подходит к 3-м разным темам))
-------------------
Власть везде пытается пройти между сциллой собственной жадности и харибдой народного недовольства, но!
1 Умная власть никогда не доводит народное недовольство до революции
и поэтому умеет умерить свою жадность.
2 Всё зависит от представления о нормальной жизни народа и его болевого порога, то есть готовности народа терпеть расхождение его настоящего материального благосостояния с его представлениями о достойной жизни.
Отсюда с неизбежностью следует, что в России...
1. Власть тупая))) и без тормозов)))
2. Представления народа о нормальной жизни примитивны, а готовность терпеть унижения, нищету и хамское отношение власти too much)))
В результате мы имеем очень плохой анамнез))
Элиты, в отсутствии сопротивления со стороны народа, окончательно дуреют и пускаются во все тяжкие))
А резервуар накопления негативного отношения народа к хамству и эгоизму элит настолько велик)), что когда эта гигантская чаша терпения переполняется)) то накопившаяся мощь ненависти разрушает и уничтожает на своём пути всё и вся)) и самоё государство)))
Что мы имеем сейчас...
Нынешняя ситуация опять превратилась в патовую и сейчас у элит нет другого выхода, как пытаться просто оттянуть любыми способами эту лавину в горах)))
Но мне кажется, что все эти "закручивания гаек" имеют обратный эффект)) что лишний раз доказывает глупость власти)) и её патологическую жадность) которая как известно до добра не доведёт))
Вы хотели сказать: Ельцын или Горбачёв + Ельцын развалили Великую Россию, каким и был по существу Советский Союз. А Ленин Россию собрал на новой основе. Так что она смогла победить Гитлера, который опирался на всю Европу и стала второй державой мира.