«Вызов»: космос как сбывшееся предчувствие

Также в фильме сыграли космонавты Олег Новицкий и Пётр Дубров, которые уже были на МКС к моменту начала съемок этой части картины.
Фильм вызывает полярные реакции, разделяя публику на два лагеря. Пенсионеры плачут от восторга, любуясь красотами нашей планеты, снятыми из космоса, в то время как их внуки скептически смотрят на то, как драматургически выстроена сюжетная линия главной героини. Профессиональные зрители тоже в основном делятся на тех, кто очарован, и тех, кто категорически картину не принимает. Но «Вызов» способен произвести и ровное впечатление: не слишком хорошее, но и не слишком плохое.
Главная героиня, торакальный хирург Евгения Беляева, в исполнении безусловно блестящей Юлии Пересильд, занята круглые сутки: несколько операций в день, воспитание в одиночку дочери-подростка (Варвара Володина), которая дерется в школе и заводит роман с мальчиком, попытки угодить авторитарной матери (Елена Валюшкина). Где-то в параллельной для Жени реальности космонавты летают на МКС. Однажды один из них (Олег Новицкий) получает в космосе травму. Теперь ему нужна операция, поскольку иначе он едва ли долетит до Земли живым.
Начальник отправляет Женю в Центр подготовки космонавтов, чтобы она разработала алгоритмы проведения операции на МКС. Одновременно туда же направляют нескольких хирургов-мужчин, из которых в кратчайшие сроки должны будут сотворить космонавтов. Миссию сможет выполнить только один. Женю до поры до времени не рассматривают как претендентку, но, что не является секретом для зрителей, в космос полетит именно она.
Собственно, в абсолютной сюжетной предсказуемости заключается едва ли не главная проблема «Вызова». Нет никаких сомнений в том, что именно героиня Пересильд полетит в космос. Нет никаких сомнений и в том, что операция пройдет успешно, поскольку иначе фильм бы не затевался. Конечно, и внутри подобных жанровых и сюжетных конструкций некоторым авторам удается создавать саспенс, напряжение, но в «Вызове» их почти нет.
При этом нельзя сказать, что фильм смотреть неинтересно: он вполне себе гладко катится. Но все же не летит. Продолжительность той самой операции, которая начинается примерно на третьем часу хронометража, вполне можно было бы, например, сократить.
А вот на подробности быта космонавтов на МКС хотелось бы посмотреть подольше. Из документальных фильмов о подготовке к проекту узнаешь больше деталей. Эти же картины сыграли еще одну злую шутку с «Вызовом». Зная, как долго и мучительно потенциальных участников проекта тренировали, чтобы вылепить из них космонавтов, не веришь тому, что Женю могли так быстро и почти без подготовки отправить в космос.
В фильме, пока остальные проходят многочисленные испытания, она продумывает операцию и общается с травмированным космонавтом. Потом она внезапно оказывается молодцом на центрифуге, мол, просто такая крепкая от природы, даже спортом никогда не занималась.
Впрочем, безусловно, очень любопытно посмотреть на устройство МКС. Космонавты в «Вызове» шутят, что эта аббревиатура расшифровывается как «международный космический склад», и это определение оказывается очень точным: станция завалена огромным количеством вещей. А еще она производит из-за своих размеров довольно клаустрофобичное впечатление.
Главный внутренний конфликт, который раздирает героиню Юлии Пересильд, позаимствован из фильма «Гравитация» Альфонсо Куарона с Сандрой Буллок. Создатели «Вызова» не скрывают, что являются поклонниками этой картины. Полет в космос помогает Жене справиться с травмой, связанной с потерей близкого человека, позволяет наконец разрешить себе начать новую жизнь.
Аналогичный конфликт был, впрочем, и в картине Дэмьена Шазелла «Человек на Луне» об астронавте Ниле Армстронге, сбежавшем на Луну, чтобы изжить боль от потери ребенка. Но, несмотря на то, что «Вызов» снимали в настоящем космосе, эффект присутствия в «Гравитации» был сильнее. А боль, которую испытывал главный герой, острее ощущалась в «Человеке на Луне» (да и в «Гравитации» тоже).
Да, в «Вызове» есть сильные флешбэки, способные вызвать зрительские эмоции, но трагедия Жени разбавляется побочными сюжетами и шутками, поэтому сполна ощутить ее не вполне получается. Жанру космической экзистенциальной драмы все же требуется стилистическое и интонационное единство, которого в «Вызове» нет.
Есть некоторые проблемы и с одним из основных посылов картины. Вроде бы Женя преодолевает стереотип о том, что женщине в космосе не место, который транслируют многие персонажи. Но почему тогда после просмотра большинство зрителей запоминает катастрофическую фразу «Хорошо привязанная женщина в ласках не нуждается», произнесенную положительным начальником из ЦУПа? И почему сценаристы не дали возможности героине самой придумать решение, которое переломит ход операции (ей помогает в этом ее товарищ в исполнении Милоша Биковича)?
А главное, отчего только благодаря совету этого товарища ее отправляют в космос? Можно, конечно, усмотреть в этом и прогрессивную идею, которую создатели, вероятно, и не закладывали в фильм. Поскольку общество, в котором мы живем, остается патриархальным, женщины все же нуждаются в квотах. Ведь в ситуации, когда одинаково профессиональны и мужчина, и женщина, предпочтение зачастую по привычке отдают первому.
Если учесть, что авторы «Вызова» еще и продвигают идею о ценности человеческой жизни, фильму можно многое простить. Да и виды из космоса, как ни крути, в нем эффектные (хотя некоторые из них, кажется, все же были нарисованы на компьютере). И, конечно, отдельное спасибо за визуальную цитату из медицинского сериала «Анатомия страсти» в финале.
Впрочем, ради всего этого совершенно не было необходимости летать в космос.
Автор: Анастасия Гладильщикова
Комментарии читателей Оставить комментарий
Хохол, что ли?
У меня ведь ТРИ показателя.
Могу добавить четвёртый. Штаты торгуют с дефицитом в ТРИЛЛИОН баксов.
Росся - с профицитом.
Т.е. штаты существуют исключительно за чужой счет, в том числе за твой.
И если теперь не тупо выкатывать количество пусков, а через относительные показатели, то штаты с ними окажутся где-то между Руандой и Зимбабве.
Очевидно.
"мир запомнит Россию 2022 г не по фильму" - и это очевидно.
Годами по всем телеканалам РФ постоянно трубили про всепобеждение, на примере "Дональд Кук", где отрубили не только электронику, но даже электротехнику и чуть ли не дизели.
В 2022 попсовки "Яжемать!", которые еще совсем недавно свою неадекватность маскировали под модными обвесами детских колясок "гусеницами" и "пушками" и плакатиками "Если надо - повторим!" вдруг осознали, что ИХ мужьям и кормильцам придут повестки, что моднявые прикольчики закончились...
В 2022 вдруг поняли, что скобеевские-симоньяшеские завывания "Киев за три дня!" в реале обернулись трупами, и пришлось не только Бучу сдать, но и еще срочно поставить под ружье 300 тысяч гражданских...
И что военсклады могут вдруг оказаться пустыми, а мобилизованные гражданские будут экипироваться за свой счет.
Что "никудышная украинская армия" может не только вертолетные рейды в Белгород устраивать, но и по базе стратегических авианосцев долбануть.
=====
Ну и, конечно же, "штрих мастера"! Когда РФ начала бредить про "войну с НАТО" и ТЯО-СЯО, то НАТО провел саммит в Киеве. Можно было накрыть, без всякого ТЯО-СЯО, конвенциональными аналоговнетными калиброкинжалами!и ядерных ударах
Вот вам, весь НАТО в кучку собрали, в Киеве, решайте вопрос! Нееее... "Не хочем!"
Финансово, по гонорарам, "авторским отчислениям", рекламам-публикациям отбились ужк 100500 раз.
Лунная программа США закрыта давным-давно, была-не была - только бы ботанов интересовало. А "исчезнувшие видеозаписи НАСА" ежегодно будоражат миллионы!
Косяк на косяке в этой высадке, я в нее не очень-то верю, тем более в "6 раз подряд", но, чисто по финансам, даже успешную высадку лучше закосячить и потом десятилетия рубить бабло с ее обсуждений, чем признать "Ну, да, слетали, понтово, только там голяк полный, а русские грунт с Луны и до нас привезли..."
Мы все очень любим рекорды. В моменте. А вернее - любим сенсации. "Нога Акинфеева" давно уже сдулась, про нее мало кто помнит из тех, кто с нее пузырился всего лишь 5 лет назад. Даже у нас, в России. И даже если облитая из пробирок WADA начнет кричать, что пятка Акинфеева была намазана аскорбинкой - даже это уже приелось и не вызовет интереса. Ни в России, ни за пределами.
А вот инфа о том, что никакого гола не было, что мяч влетел в штангу, а нога Акинфеева была удачно снята с подходящего ракурса, подретуширована, а оригиналы съемки утрачены... Да весь мир возбудится! "ФИФА скрывает!", "Случайно попавшие в доступ тайные копии тайных съемок ФИФА разоблачают!" и т.п. - это же МИЛЛИАРДЫ денег!
Таков пример понятен?
Самокритично, похвально, но таки не надо так дешево сливаться!
Вернемся к "посмотреть этот фильм на большом экране". Ну, например, "посмотреть этот фильм на большом экране" можно и "Вам и не снилось", в сцене, где юные влюбленные на открытии универсама... Кино запечатлело, все шикарно, а Президент РФ рассказывает, что ничего подобного не было, "СССР не производил ничего, кроме галош"... Слова Президента РФ противоречат "фильм на большом экране"!
Ах, да! "Это другое"
О том, что доллару кирдык Игорь Прокопенко в "Военной тайне" рассказывает уже четверть века! За это время рубль обвалился, по сравнению с долларом, с 6 до 80.
Власть РФ загнала твердые, несгибаемые, деревянные рубли в "зеленые фантики" ЗВР России и отогнала их за океан. Это такой коварный хитрый план был?
Кста, ВВП США - 26,14 трлн $ (2022)
Ты решил считать ВВП по ППС?
Расскажи тогда, пожалуйста, что есть ППС? Если соотношение зарплат и розничных цен - ну, так совсем не катит! Ты амерские зарплаты подели на амерские розничные цены, начиная от недвиги/процентных ставок по ипотеке и заканчивая ценами на кефир/колбасу - в США они по любому оказываются меньше, иногда В РАЗЫ меньше, чем в РФ.
Ты ППС считаешь как?