ЧССР. 1965. 82 минуты.
Авторы сценария Милош Форман, Ярослав Папоушек и Иван Пассер и Вацлав Шашек
Режиссер Милош ФорманОператор Мирослав Ондржичек
Художник Карел Черны
Композитор Евжен Иллин
В ролях: Гана Брейхова, Владимир Пухольт, Владимир Меншик, Иван Кхейл, Иржи Грубы, Милада Йежкова, Йозеф Шебанек.
Оценка - 9,5 (из 10).
Премии: приз на МКФ в Венеции.
Лирико-драматическая комедия.
В 1993 году, во время очередного Московского международного кинофестиваля, даже после напряженного фестивального дня, придя домой и немного опоздав на начало вроде бы впервые показываемой по нашему телевидению прославленной чешской картины Милоша Формана, я, собираясь ради одного лишь любопытства взглянуть мельком на эту ленту, не удержался и досмотрел ее с удовольствием до конца, кажется, в четвертый раз. Хотя люблю фильм «Любовные похождения блондинки» чуть меньше, чем «Черный Петр» того же Формана.
Мне всегда не очень-то нравился закрепившийся у нас перевод названия «Любовные похождения блондинки». Есть в этом что-то чужеродное, сбивающее неинформированного зрителя с толку. Картина Милоша Формана все же не имеет никакого отношения к так называемым love stories, душещипательным или, наоборот, пикантным сюжетам о любовных приключениях молодых девушек, грезящих понапрасну о своих принцах. Кроме того, в чешском оригинальном названии содержится почти каламбурная рифма - лучше бы перевести примерно так: «Любовные картинки из жизни блондинки». Это подчеркнуло бы и фрагментарный, намеренно безыскусный и незатейливый стиль «жанровых сценок», подсмотренных как бы врасплох.
Несколько музыкантов из Праги, оказавшихся в провинциальном городишке, просто от нечего делать или на спор готовы завязать легкомысленные, ни к чему не обязывающие «романчики на ночь» с местными девушками, работающими на фабрике. Вот и для молодого пианиста Милды его случайная интрижка с Андулой, наверно, мало что значит - пока она, романтически и идеалистически настроенная, не является в Прагу, в дом его родителей, наивно полагая, что все любовные обещания, щедро раздаваемые в интимные мгновения, должны обязательно выполняться.
Обманчивая простота фильма может кого-то даже и раздражать - банальнее и элементарнее, кажется, не бывает. Но надо видеть, как естественно и живо реагируют непрофессиональные исполнители на предлагаемые обстоятельства, ведут себя так, будто их снимает скрытая камера. А режиссер не боится показывать своих героев смешными, нелепыми, глупыми, потому что на самом деле их нежно и застенчиво любит, как можно вопреки всему любить породивший тебя мир, «страну мурлындию» и «край непуганых идиотов».
Эмигрировавшие за границу или вынужденные невозвращенцы, как, например, Милош Форман, нередко добрее и снисходительнее к своей родине и ее бестолковому народу, нежели оставшиеся и вечно брюзжащие на скверную жизнь и скотские нравы. И все-таки водораздел проходит не между «теми» и «этими». Знаменательно, что документальная лента так никуда и не уехавшей Веры Хитиловой, снятая в 1981 году, называлась «Хитилова против Формана - осознание непрерывности». Если внимательно разобраться, в Милоше Формане американского периода все равно угадывается, проглядывает типичный режиссер «чешской новой волны».
А в «Любовных похождениях блондинки» (второй части его своего рода тетралогии чешского этапа творчества) отчетливее, чем в еще простодушном «Черном Петре», начинает звучать сатирическая нотка. Шелуха слов, притворность чувств, лицемерие нравов - процесс разъедания общества возникает и формируется на уровне частных жизней, семейно-бытовых отношений. «Совковое» сознание рождалось и воспитывалось в том числе и в годы эйфории, своеобразной поры «невыносимой легкости бытия» (согласно такому образному названию романа Милана Кундеры). И как ни милы нам все те беспечные и чудаковатые герои, которые до сих пор доставляют обыкновенную радость, позволяют рассмеяться или просто улыбнуться при встрече с неунывающим человеком, с трогательно-забавным случаем-картинкой из жизни какой-нибудь блондинки, ретроспективно не можешь не понимать, что Милош Форман был пророчески прав, раньше всех из своего поколения постепенно перейдя от лирики к трагифарсу. Бал пожарных, как в дурном анекдоте, должен закончиться горьким похмельем на пепелище в его последней чешской картине «Горит, моя барышня...», вышедшей на экран уже в переломном 1968-м.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий