СССР. 1979. ТВ фильм. 350 минут.
Авторы сценария Георгий и Аркадий Вайнеры по своей повести «Эра милосердия»
Режиссер Станислав Говорухин
Оператор Леонид Бурлака
Художник Валентин Гидулянов
Композитор Евгений Геворгян
В ролях: Владимир Конкин, Владимир Высоцкий, Сергей Юрский, Виктор Павлов, Александр Белявский, Армен Джигарханян, Наталья Фатеева, Светлана Светличная, Наталья Данилова, Леонид Куравлев, Евгений Евстигнеев, Лариса Удовиченко, Станислав Садальский, Иван Бортник, Зиновий Гердт, Лев Перфилов, Евгений Леонов-Гладышев, Всеволод Абдулов, Александр Абдулов.
Оценка - 8 (из 10).
Премии: Государственная премия СССР в 1987 году - Владимиру Высоцкому (посмертно) за авторские песни и роль в телефильме «Место встречи изменить нельзя».
Криминальная драма.
Интересно по-иному взглянуть на известный, кажется, наизусть и очень популярный и часто показываемый по телевидению криминальный фильм Станислава Говорухина, снятый им задолго до яростных публицистических откровений «Так жить нельзя» и «Вторая криминальная революция». Как и другой культовый телесериал «Семнадцать мгновений весны», разойдясь на поговорки и анекдоты, войдя в сознание миллионов людей почти на мифологическом уровне, экранизация вроде бы обычного детектива «Эра милосердия» братьев Вайнеров давно превратилась не в факт искусства, а в факт общественного менталитета. Глеб Жеглов и Володя Шарапов, противостоящие банде Горбатого (они опять же прославлены благодаря песне группы «Любэ», чутко улавливающей подспудные чаяния широких масс), уподобляются словно былинным героям, вступающим в схватку с Соловьем-Разбойником. А рисуемый для острастки (а скорее всего, в таком уж мальчишеском порыве нагло и дерзко заявить о себе) образ черной кошки на стенах домов можно при желании и большой фантазии вообще посчитать сатанинским знаком в пуганной-перепуганной Москве послевоенных времен. Хотя вновь начавшиеся репрессии сталинского режима, борьба с космополитизмом и «дело врачей» - все это за кадром, даже вне контекста истории, основанной на реальном уголовном деле, вроде не имеющем социально-классовой и идеологической окраски.
Однако немаловажно, что преступная деятельность банды «Черная кошка» территориально привязана к району Марьиной рощи, тогда московской окраины. И все эти колоритные персонажи (от обитателей «воровской малины» до Маньки-Облигации и Кирпича, а, пожалуй, и до самих двух бравых сыщиков из угро) довольно точно представлены как провинциалы Москвы, маргиналы, находящиеся далеко от роскошной жизни умного и хитрого бандита Фокса (чем не предвосхищение «нового крутого русского»?!) или от интеллигентского мирка Груздева, напрасно обвиненного Жегловым. Между прочим, отдельные поступки порой прямолинейно мыслящего следователя вполне укладываются в представления о воровском «кодексе чести». В свою очередь, опасная инициатива по засылке более щепетильного в соблюдении устава Шарапова в бандитское логово, как и то, что среди воров неожиданно оказался его друг, бывший фронтовик Левченко (отличная работа Виктора Павлова, сыгравшего как бы духовного антипода своего же персонажа Мирона Осадчего из «Адъютанта его превосходительства»), лишь подчеркивают условность границы между жизнью по обе стороны закона. Поскольку эти провинциальные миры в послевоенной столице куда как ближе друг к другу, нежели та почти виртуальная действительность, в которой в столь же похожем соседстве пребывают до поры до времени большие начальники, крупные авантюристы и разные интеллигенты. В сериале, созданном на базе Одесской киностудии во время нескольких вылазок в Москву (хочется сказать, в стан врага), при минимуме потраченных усилий каким-то образом уловлен тот поначалу тлевший конфликт между двумя реальностями в одной столице, который в момент съемок, накануне Олимпиады, стал приобретать уже ярко выраженный характер своеобразной «битвы за Москву», шире - за сферы влияния в обществе. Пост «общемосковского пахана», который и раньше оказывался для приезжих трамплином в карьере на высшем уровне (назовем лишь три фамилии - Каганович, Хрущев, Ельцин), теперь может послужить и Лужкову, выходцу из московской провинции. А ведь со времен чуть ли не Бориса Годунова не было во главе страны шпанистого москвитянина!
Газета «Экран и сцена».
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий