СССР. 1941. 100 минут.
Авторы сценария Евгений Габрилович и Михаил Ромм
Режиссер Михаил Ромм
Оператор Борис Волчек
Художник Владимир Каплуновский
Композитор Генрик Варс
В ролях: Фаина Раневская, Елена Кузьмина, Владимир Соловьев, Виктор Щеглов, Аркадий Кисляков, Ада Войцик, Михаил Астангов, Михаил Болдуман, Ростислав Плятт.
Оценка - 9,5 (из 10).
Социальная трагикомедия.
В этой выдающейся картине, снимавшейся вскоре после присоединения Западной Украины, ранее принадлежавшей Польше, поразительно схвачен на экране разрыв между прекрасной иллюзией и угнетающей реальностью. Разумеется, лента по сценарию Евгения Габриловича и Михаила Ромма не лишена идеологических клише сталинской эпохи, хотя и была на два года придержана перед выпуском в прокат уже в сентябре 1943 года, то есть когда стал ясен перелом в Великой Отечественной войне, а советские войска повторно освобождали Западную Украину. В 1939 году своеобразная аннексия этих территорий согласно секретным приложениям к пакту Молотова-Риббентропа тоже называлась освобождением - и бедная крестьянская девушка Анна, вставшая "на путь борьбы с прогнившим режимом", прошедшая тюрьму и затем перебравшаяся в Советский Союз, получила возможность вернуться на родину "как свободный гражданин свободной страны" (формулировки из прежних аннотаций).
Однако подлинное величие фильма "Мечта" в другом - немного в советском кино таких человечных, проникнутых истинным сочувствием к людям, горько-печальных и одновременно удивительно просветленных и нежных произведений. Если у американцев есть признанная пьеса "Трамвай "Желание" Теннеси Уильямса, то картина Михаила Ромма - это наш "Отель "Мечта", поскольку действие происходит в захудалом гостиничном заведении, точнее в некоем пансионе с дешевыми меблированными комнатами, где и поселилась Анна, приехавшая в город в поисках работы и устроившаяся швейцаром в ресторане. Кстати, можно проследить и иную традицию показа на экране надежд и лишений "маленького человека" в замкнутом мирке этих общежитий на западный манер - почти параллельно во Франции была снята замечательная лента "Конец дня" Жюльена Дювивье о доме престарелых актеров, по-своему предрекавшая слом "великих иллюзий" предвоенной Европы. И даже в СССР на излете задушенного "нэпа" появился редкостный фильм "Человек из ресторана" Якова Протазанова по произведению Ивана Шмелева с великим Михаилом Чеховым в заглавной роли. Можно и в творчестве самого Ромма найти работу, в которой он подступался к тому, чтобы с благородством и достоинством представить мечты и заблуждения тех, кого обычно называют обывателями (забавно, что по-польски "обыватель" - это гражданин!) - конечно, это "Пышка" по Ги де Мопассану, и в одной из эпизодических ролей с острыми сатирическими красками тогда была занята Фаина Раневская.
А в "Мечте", в первый и последний раз сыграв в кино главную роль, она создала поистине гениальный образ мадам Розы Скороход, вроде бы хозяйки "Мечты", но в своей жизни безжалостно теряющей одну иллюзию за другой, несчастной еврейской матери (само сочетание трагично!), чей сын Лазарь оказался не только неудачником, обманувшим святые материнские надежды, но и подло поступившим по отношению к ней. Известно высказывание Рузвельта, потрясенного игрой Раневской: "На мой взгляд, это один из самых великолепных фильмов земного шара. Раневская - блестящая трагическая актриса". Гораздо позже в театре она сыграет столь же щемящую роль в спектакле "Дальше - тишина" в изумительном дуэте престарелых брошенных родителей вместе с Ростиславом Пляттом, который был молод и необычен в "Мечте" в качестве трогательно робкого извозчика Янека. И подлинным бриллиантом являлась игра Михаила Астангова в роли жалкого и нищего пана Комаровского, настолько образно "общавшегося" со своим выходным костюмом, что именно вещь оказывалась как бы идеальным Комаровским - более того, костюм, надеваемый лишь по праздникам, а так бережно висящий на плечиках, покрытый пленкой от невидимой пыли, словно хотел казаться всей "прежней доброй Польшей" с ее неистребимым понятием шляхтической чести. Нет ли в этом скрытой ассоциативной переклички со сценами предутренних танцев в "Пепле и алмазе" Анджея Вайды, когда устало движущиеся под звуки полонеза уже немолодые паны, облаченные в выходные костюмы, больше напоминают участников похоронной процессии. Уж Польска сгинела?!
Газета "Экран и сцена".
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий