Россия. 2003. 528 минут.
Автор сценария Эдуард Володарский при участии Владилена Арсеньева по роману Валентина Пикуля
Оператор Сергей Мокрицкий
Художник Владимир Кирс
Композитор Николай Парфенюк
Оценка - 6 (из 10)
Военно-исторический роман
Честно признаюсь, что телесериалы почти не смотрю - не столько жаль тратить своё время, сколько трудно это вообще воспринимать, когда раздражает очень многое из-за торопливости, приблизительности и малой профессиональности. Элементарно не хватает терпения на то, чтобы досмотреть до конца даже превозносимые многими зрителями и критиками сериалы, которые (если их поставить в верный контекст) явно сникнут при сравнении с нашими же отечественными образцами двадцатилетней или тридцатилетней давности. Допустим, «Идиот» Владимира Бортко проигрывает в сопоставлении с «Подростком» Евгения Ташкова. Ну, и так далее.
![]() | |
• | Кадр из фильма«Баязет» |
Своего рода стратегическое значение исторического факта, связанного со сдерживанием войск турок от продвижения к Нахичевани и далее к Чечне, разумеется, приобрело весьма актуальный смысл именно сейчас, когда продолжается пятый год так называемая «вторая чеченская война». От сопоставления двух военных компаний, конечно, никуда не уйти - и нынешняя блекнет не только по причине своего затяжного и безуспешного характера, но прежде всего из-за отсутствия какого-либо патриотического пафоса, мало-мальского понимания целей и задач предпринимаемой акции. Растерянность, апатия, преступная халатность офицеров, продажность армейских чиновников - всё это было и 125 лет назад. И напыщенный солдафон Пацевич, сразу превратившийся в истеричного паникёра, как только турки осадили крепость, и самодовольные «тыловые крысы» в Тифлисе, из которых Карабанов пытается хитростью и уловками вырвать законно причитающееся гарнизону жалованье, и тучный проверяющий, въедливо и противно смотрящий через свои очёчки на то, чем всё же можно было бы поживиться в Богом забытом Баязете - довольно узнаваемые типы и в современной российской армии.
Кое-что прочее тоже перекликается при сравнении двух разных эпох, хотя отнюдь не это составляет основное достоинство телесериала, к сожалению, не свободного от недостатков, порождённых в первую очередь небрежностью создателей (неслучайно в процессе съёмок сменились режиссёры - вместо Николая Стамбулы пришёл Андрей Черных) и довольно безответственным упованием на то, что «авось сойдёт». Однако подспудную силу и внутреннюю энергетику «Баязета», помимо потрясающей музыки Николая Парфенюка, чей запоминающийся минималистский лейтмотив порой причудливо аранжирован, выражает немного фаталистски звучащая идея мужского воинского братства в столкновении с некой чуждой цивилизацией, надвигающейся с неотвратимостью чумы. И в какие-то моменты сериала, вдруг реализованные с нужным напором и темпераментом, вспоминаешь, например, о такой многозначной кинопритче, как «Пустыня Тартари» Валерио Дзурлини, снятой по мистико-фантастическому произведению Дино Буццати.
![]() | |
• | Кадр из фильма«Баязет» |
Самое ценное в этой неровной, но по-особому знаменательной работе компании «Президент-фильм» и главного продюсера Владилена Арсеньева, содержится во внимательном наблюдении за людьми, срок которых уже измерен, пусть и не равновелик для каждого. И мгновения актёрских удач наиболее известного Алексея Серебрякова (Карабанов), недавно получившего признание Виктора Соловьёва (Хвощинский), практически заново открытых Александра Дьяченко (Ватнин), Александра Тютина (Штоквиц), Игната Акрачкова (Клюгенау), Геннадия Матвеева (Потресов), Сергея Грекова (Сивицкий) и даже начинающего Владимира Волги, который в роли прапорщика Евдокимова интереснее, чем в фильме «Марш-бросок», связаны как раз с воплощением мотива мужского воинского братства. Они были вынуждены объединиться в Баязете перед лицом смутной опасности, которая приобрела, кажется, конкретное выражение в результате приступа турок к крепости, но на самом-то деле имеет множество ликов. Эта неясная угроза оформляется время от времени в разном качестве, а является по своей сути предостережением против «нашествия варваров» из некой «пустыни Тартари» или, как считали древние греки, из бездны ниже Аида, называемой Тартаром.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий