• Постер фильма
США. 1941. 101 минута.
Автор сценария Джон Хьюстон (John Huston) по роману Дэшиела Хэммета (Dashiell Hammett)
Оператор Артур Идисон (Arthur Edeson)
Художник Роберт М. Хаас (Robert M. Haas)
Композитор Адольф Дойч (Adolph Deutsch)
Петер Лорре (Peter Lorre), Бартон МакЛейн (Barton MacLane), Ли Пэтрик (Lee Patrick), Сидни Гринстрит (Sydney Greenstreet), Уорд Бонд (Ward Bond), Джером Коуэн (Jerome Cowan), Элиша Кук-младший (Elisha Cook Jr.), Джеймс Бёрк (James Burke), Марри Элпер (Murray Alper), Джон Хэмилтон (John Hamilton), Уолтер Хьюстон (Walter Huston)
Премии: в 1989 году включён в Национальный регистр фильмов
Оценка - 9,5 (из 10)
Триллер с элементами чёрного юмора
![]() ![]() ![]() | |
• | Кадры из фильма |
Трудно поверить в то, что эта классическая американская лента, ставшая практически родоначальницей жанра, который, по иронии судьбы, получил французское определение film noir (дословно - «чёрный фильм»), была режиссёрским дебютом Джона Хьюстона. Правда, ему исполнилось к тому моменту 35 лет, и он успел немало поработать в Голливуде как сценарист. Поэтому неудивительно, что сам Хьюстон взялся за адаптацию романа Дэшиела Хэммета, который уже переносился на экран десятилетием ранее, но без особого успеха, а главное - пришёлся тогда не ко времени. Когда же летом 1941 года - в течение всего лишь пары месяцев и за скромную сумму в размере $300 тыс. - была снята новая версия произведения Хэммета, уже признанного в качестве зачинателя литературного триллера (интересно, что «королева детективов» Агата Кристи называла этот жанр «хирургической операцией»), то кинематографический «Мальтийский сокол» сразу превратился в своеобразную икону для поклонников не только Хамфри Богарта.
Но как и «Касабланка» Майкла Кёртица, другая знаменитая картина с участием того же актёра, первый фильм Джона Хьюстона так и не подвергся позднее почти повальному процессу «римейкизации», хотя и не устоял перед натиском бездумной «колоризации», предпринятой с ведома телемагната Теда Тёрнера. Что, в принципе, смешно само по себе: смотреть «чёрный фильм» в раскрашенном виде! Другое дело - попытка воссоздания в иных условиях и с продуманной цветовой гаммой (как, допустим, в «Китайском квартале» Романа Полянского, вовсе не случайно пригласившего Хьюстон на одну из ключевых ролей) характерно мрачной и таинственной атмосферы довольно запутанного действия, участники которого злы, порочны, лживы, двуличны, а в лучшем случае - просто цинично воспринимают окружающий мир и людей подле себя.
Вот и частный сыщик Сэм Спейд, главный персонаж «Мальтийского сокола», которого не очень-то удобно именовать героем, больше озабочен не тем, чтобы отомстить за убитого помощника, и даже не стремлением избавиться от обвинений в собственной причастности к данному преступлению, и отнюдь не профессиональным любопытством в поиске загадочной статуэтки, якобы принадлежавшей рыцарям Мальтийского ордена. Весьма скоро и для внимательных зрителей, понапрасну не раздражающихся из-за непонятности разветвлённой интриги, становится ясно, что тут вообще не следует искать приемлемые ответы на прямо поставленные вопросы из классических детективов. Какая разница: кто кого убил, зачем похищен «мальтийский сокол» и что за ценность он собой представляет?..
Как впоследствии в так называемых «ложных детективных конструкциях» Микеланджело Антониони (при всей странности подобного сопоставления, а с другой стороны, именно антониониевский фанат Вим Вендерс вполне закономерно обратился к личности Дэшиела Хэммета в ленте «Хэммет»), сюжетные перипетии постепенно перестают иметь особое значение, а куда важнее обстоятельства и фон происходящего, какие-то отступления от фабулы. Но прежде всего, характеры персонажей, зачастую малоприятные или руководствующиеся двойной моралью, раскрываются при помощи мелких деталей, жестов и, конечно же, в своей речи, которая лишь при очень точном и искусном переводе оказывается пронизанной специфическим чёрным юмором. В конечном счёте, это кино про то, что все мы - в разной степени заложники путаной ситуации под названием «жизнь».
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий