]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Герой года
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Герой года

Год:
1986
Продолжительность:
115 мин.

Польша. 1986. 115 минут.

Автор сценария Феликс Фальк (Feliks Falk) при участии Ежи Штура (Jerzy Stuhr)

Оператор Витольд Адамек (Witold Adamek)

Художник Халина Добровольска (Halina Dobrowolska)

Композитор Ян Канты Павлушькевич (Jan Kanty Pawluskiewicz)

(Jerzy Stuhr), Мечислав Франашек (Mieczyslaw Franaszek), Катажина Козак-Пашковска (Katarzyna Kozak-Paszkowska), Пётр Махалица (Piotr Machalica), Мариан Опаня (Marian Opania), Мирослава Мархелюк (Miroslawa Marcheluk), Рышард Котыс (Ryszard Kotys), Богуслав Собчук (Boguslaw Sobczuk)

Премии: специальный приз (поровну с «Курьером» Карена Шахназарова) и премия ФИПРЕССИ на МКФ в Москве в 1987 году

Оценка - 8 (из 10)

Социальная трагикомедия

Феликс Фальк принадлежит к так называемому «третьему поколению» польских режиссёров, пришедших в кино в середине 70-х годов. Его первая полнометражная картина знаменательно называлась «В середине лета» (в нашем прокате - «В разгар лета»). Фальк занял как раз срединное положение в среде кинематографистов Польши - по возрасту чуть младше Кшиштофа Занусси, уже получившего мировую известность, стал развивать психологические и сатирические тенденции картин Анджея Вайды и того же Кшиштофа Занусси о современности, но по стилю и манере ближе к «новым полякам», заявившим о себе в период стагнации социализма - к Кшиштофу Кесьлёвскому, Янушу Заорскому, Янушу Киёвскому, Томашу Зыгадло. Феликс Фальк попал в «разгар», самое средоточие споров художников о нравственном облике общества. Они уже тогда, на исходе 70-х, предупреждали об опасных тенденциях, о существовании и процветании ещё не названной «эпохи застоя», о государстве и системе власти, заражённой коррупцией, мошенничеством, спекуляцией, лицемерием и обманом. Второй по счёту фильм Фалька «Распорядитель бала», снятый в 1977 году, пользовался большим успехом у зрителей и критиков, вызвал общественный резонанс, став одним из ключевых произведений польского кинематографа «морального непокоя».

Через 9 лет режиссёр вновь решил обратиться к своему герою-проходимцу из мира шоу-бизнеса. Годы чему-то всё же научили Людвика Данеляка, который в 1981 году, после введения в Польше военного положения, был отстранён от работы на телевидении, куда, видимо, смог пробиться уже за пределами сюжета «Распорядителя бала». Он выглядит более усталым, разуверившимся в себе, даже растерянным. Но достаточно появиться новому «шансу судьбы», ещё одному «искушению дьявола», чтобы Людвик, как и прежде, попытался опять пойти на штурм недосягаемых высот, поправ порядочность и мораль, рассчитывая на авось, всего лишь наудачу прорваться к системе спецблаг и спецпривилегий. Найдя совершенно случайно «положительного героя нашего времени», некоего Збигнева Татая, инженера, предотвратившего утечку газа, Данеляк намерен сделать карьеру на телепередаче «Герой года», спекулируя на чувствах зрителей, проникающихся доверием к скромному «спасителю города». Но парадокс не столько главного героя, сколько времени, в котором он ныне существует (а Феликс Фальк предостерегал от упрощённого сравнения двух своих работ, поскольку за 9 лет зримо изменились общественная ситуация и сознание нации), таится в том, что Людвик Данеляк действительно устал, мчится в гонке за карьерой уже на холостом ходу, по привычке, как заведённый некогда механизм. А поезд ушёл, бал кончился, погасли свечи...

В середине 80-х годов, когда снимался «Герой года», вместо «морального непокоя» пришла «моральная усталость», вызванная политической и экономической нестабильностью общества, которое находилось в состоянии растерянности, не зная, как жить дальше, но твёрдо уяснив, что так жить нельзя! Вот и Данеляк, сидящий в финале ленты на ступеньках Дома культуры, где он испытал жизненное и «творческое» фиаско, наконец-то сбрасывает с себя личину «вечного распорядителя бала» (при желании в играемой им роли можно увидеть функцию «мелкого беса»!), чтобы остаться обычным человеком, начинающим свою жизнь с нуля. Может быть, Людвик теперь уж точно попытается жить честно, добросовестно делая своё дело и стойко перенося все тяготы и лишения, выпадающие на долю истинных героев года, таких, как мягкий и спокойный по характеру, внешне неприметный Збигнев Татай. Простой мужик из глубинки оказался неожиданно непреклонным и даже упрямым, когда дело коснулось чести и человеческого достоинства, отказался выполнять унизительную роль «свадебного генерала» на телепередаче, тем самым приведя Людвика Данеляка к краху. Но, вероятно, благодаря именно ему участник «гонок за преуспеванием» прозреет и выйдет из этого подлого состязания.

Ироническая изнанка пропагандистской акции телепрограммы «Герой года», преподанная в прежнем сатирически-публицистическом ключе «Распорядителя бала», уже не заслоняет в фильме подлинных героев, ничем вроде бы не примечательных и не выдающихся - однако они остались самими собой в трудные времена и ныне не идут на сделку с совестью, упорно сопротивляясь ударам немилосердной судьбы, вынося все перемены и катаклизмы. А в социальном типе, заявленном Феликсом Фальком и актёром Ежи Штуром (между прочим, он - соавтор диалогов в обеих картинах), начинает проглядывать живой человек, который мучается, страдает, одним словом, живёт, а не просто является персонификацией какой-либо идеи.

Стиль Фалька, формально почти не изменившийся, стал более горьким по звучанию, трезвым, лишённым иллюзий, что развенчание порока способствует избавлению от него. Демифологизация недавней, подчас трагической истории в фильме «Был джаз» (1981, выпуск на экран - 1984) и в сценариях, написанных для других режиссёров («Большой забег» Ежи Домарадского, «Баритон» Януша Заорского) закономерно позволила Феликсу Фальку несколько иначе взглянуть на современность, подвергнуть сомнению её ложную героизацию, переоценить многие явления. Неслучайно работы этого периода творчества постановщика носят «высокие» названия «Идол», «Герой года», «Капитал» (последнее - с ироническим подзаголовком «Как сделать деньги в Польше»). Он не потешается, не издевается со стороны, а взламывает изнутри пришедший в негодность сложившийся порядок вещей, идеологических догм, социальных утопий. Предпочитает ставить вопросы или многоточия, хотя ещё первая студенческая лента, снятая в 1971 году, имела пытливое заглавие «Вопросы». Порой требуется больше мужества, чтобы усомниться в чём-либо, задать трудный вопрос, а не только при помощи восклицательных знаков заклеймить позором очевидное зло.

Тихий успех «Героя года» (впрочем, картина получила премию на МКФ в Москве в «перестроечном» 1987 году) дороже ажиотажа по поводу «Распорядителя бала» в конце 70-х. Был бал. А теперь началась жизнь. Думается, таков смысл диптиха Феликса Фалька - не масштабной «застойной» дилогии с претензией на историческую правду, а словно двустворчатого зеркала, в котором непроизвольно и подчас помимо стремления автора отразилось самоё Время, ход Истории на сломе 70-х и в разгар 80-х годов.

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Благовещенск первым полностью запретил электросамокаты
Митинг КПРФ © KM.RU
Национальная Россия и Ленин: необходимость синтеза
Зангезурский коридор: США прощупывают почву, чтобы оттяпать у Армении лакомый кусок ее земли
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
«АукцЫон» и актеры проследили путь Хармса от нелепости к сверхсознанию
Концерт-видеоинсталляция «В пещере горного короля», 4-5 января, Рахманиновский зал МГК
Кипелов «XX» (антология 7CD box)
«Крематорий» воспел маленькую девочку из города Мытищи
«Основы исламизации в Афганистане заложили не талибы. Его заложили Горбачев и ставший в этом отношении его марионеткой Наджибулла»
Лидер «Электропартизан» спел в Москве про бесплатный газ для Вечного Огня
Как выгодно оформить автокредит?
Сможет ли власть избежать повторения катастрофической ошибки прошлого на фоне тяжелого противостояния с Западом?
Механический Пес (Дельфин) «Температура горения бумаги» (компакт-кассета)
Оргазм Нострадамуса «Ликвидация Live in Rock Line 98» (CD-сингл)
В исторической усадьбе Середниково прошел творческий вечер Светланы Драган «Звёзды смотрят вниз»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.