]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Романовы. венценосная семья; телец
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Романовы. венценосная семья; телец

КИНО В ТУМАНЕ (О новых фильмах Панфилова и Сокурова)

 

С перерывом ровно в неделю я посмотрел два историко-революционных (как сказали бы раньше, в советские времена) фильма, посвященных, к тому же, двум антиподам исторического потрясения, случившегося в России в 1917 году. Это Николай II, который стал героем долго снимавшейся картины Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья», и Ленин (пусть так и не названный), оказавшийся в быстро снятом «Тельце» вторым (после Гитлера в «Молохе») в череде властителей ХХ века, к коим обратили свой взор сценарист Юрий Арабов и режиссер Александр Сокуров. И в обоих случаях не покидает странное ощущение, что смотришь кино, датированное вовсе не 2000 годом, а где-то периодом перестройки, когда вдруг разрешили говорить о том, о чем раньше нельзя было даже помыслить - и кинематографисты развернулись на 180 градусов, поменяв все плюсы на минусы и наоборот. А главное - начали творить в некоем историческом беспамятстве, словно постаравшись мгновенно забыть обо всем, что было создано до них не такими уж заведомо продавшимися идеологическому режиму художниками.

 

Можно действительно по-разному относиться и к фигуре последнего русского царя, и к личности лидера большевиков, присвоившего себе власть, которая чуть ли не валялась под ногами. Заманчиво увидеть в одном из них благонравного чеховского интеллигента, беззаветно преданного своей семье, а в другом - страдающего от смертельной болезни еще одного выходца из российской интеллигенции, который порой изъясняется почти буквально словами профессора Серебрякова из «Дяди Вани». И обоих призвано жалеть и сокрушаться по поводу их несчастной доли: дескать, как им не повезло родиться в России и попасть в запутанный исторический переплет, когда любое бездействие или же действие все равно приводят к плачевному общему результату не только для личных судеб, но и для всей громадной страны, раскинувшейся на территории 1/6 земной суши. В иные эпохи эти образованные и тонко чувствующие музыку господа, вероятно, преуспели бы на ниве культуртрегерства, любили бы своих близких и заботились о них, а закончили бы жизненный путь в мирной старости и благостном покое, вплотную «приблизившись к раю» (перефразируем название сценария Юрия Арабова, положенного в основу «Тельца»). И тогда не надо было бы Николая II с чадами и домочадцами, невинно убиенными, канонизировать спустя восемьдесят с лишним лет, а Ленина, в том числе причастного к расстрелу «венценосной семьи», разумеется, винить в развязанном терроре, но и прощать за перенесенные в течение полутора лет перед кончиной немыслимые мучения.

 

А ведь обоих, как они представлены на экране, отнюдь не жалко!

Конечно, у авторов этих лент заранее заготовлены слова о бессердечии и безнравственности тех, кто посмеет не принять предложенные трактовки двух исторических личностей. Но основная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что ни Панфилов, ни Сокуров не смогли избавиться от новых схем, навязанных уже не извне, а порожденных ими самими; подошли к истории тенденциозно, подчас извращенно; удивительнее же всего художническая беспомощность именно в интерпретации неоднозначных и противоречивых фигур российского (да и мирового) общественного сознания. И сонм досадных ошибок и искусственных натяжек в обеих картинах кажется запрограммированным из-за драматургической несогласованности, отсутствия обычной логики в повествовании.

 

Если в начале фильма «Романовы. Венценосная семья» утверждается, что Николая II не чтили только в Петрограде, а вся Россия была всей душой за него, то как объяснить злые нападки на царя и его семейство в ссылке в Тобольске и потом в Екатеринбурге?! Генералы, которые дружно поддерживали Романова, столь же решительно призвали его отречься, как только узнали о беспорядках в столице. Не покинь же царь свою ставку в Могилеве, то вообще не было бы революции, а русские войска перешли бы в наступление и победили немцев в первой мировой войне. Анекдотичность сих посылов лишь портит впечатление от исходного замысла «семьи Панфиловых», которые при написании сценария лучше бы ограничились эпизодами ссылки Николая II вместе с семьей и челядью, сценами последующего жестокого и бессмысленного устранения в печально знаменитом доме Ипатьева. Надо было делать типично голливудскую (в хорошем смысле слова) семейную мелодраму, где исторические катаклизмы представали бы вдалеке и в явно беллетризированном виде. Тогда на самом деле всех жертв карикатурно изображенных большевиков (прежде так рисовали меньшевиков и эсеров!) было бы «еще жалче» - до льющихся ручьями слез! Претензии же на изначальную «венценосность» и запоздало провозглашенную «каноничность» этого «святого семейства» выглядят чужеродными, нарушающими эстетику сентиментальной рождественской сказки. И вообще все, не имеющее отношения к частной жизни Романовых, кажется тут нарочно приклеенным - неслучайно можно отрезать один финал, потерявший свою конъюнктурность в связи с уходом Ельцина из власти, и взамен вставить другой, который должен бы настраивать на умиротворенный лад, чему, однако, мешают чересчур уж однотипные лица истовых богомольцев в храме Христа Спасителя. Ведь говорится в русской пословице: заставь дурака Богу молиться, и он весь лоб расшибет.

 

Тот же самый просчет напрасного перегруживания действия посторонними историко-политическими (и опять искаженными) аллюзиями наблюдается и в произведении Арабова-Сокурова. Лето 1922 года, как оно воссоздано в фильме «Телец», скорее напоминает по атмосфере ежовско-бериевские времена, когда власть Сталина действительно стала безграничной и всепроникающей. А в означенный период должность генерального секретаря Политбюро была еще достаточно служебной, и главные соперники будущего тирана (Троцкий, Каменев, Зиновьев, Бухарин) играли более значительную роль. Что касается организованного затворничества Ленина в Горках, это объяснялось скорее всего преувеличенной заботой о вожде партии, нежели реальным слежением за всеми, кто был рядом с больным. Кстати, и Надежда Крупская, и Мария Ульянова, да и сам Ленин сознательно состарены тоже лет на пятнадцать, как будто они живут-доживают в 1937 году. Лишено логики и то обстоятельство, что не отходя от Вождя ни на шаг на протяжении всего повествования, охранники запросто оставляют его наедине в финале, чтобы истошно кричащий больной мог сполна испить чашу отчаяния, взывая к равнодушным небесам.

 

Право же, поневоле вспомнишь более тонкую и деликатную новеллу «Последняя осень» (по сценарию Евгения Габриловича) в фильме «Рассказы о Ленине» Сергея Юткевича, где впервые на экране еще в 1957 году был показан Ленин, страдающий от болезни и своей выключенности из активной политической жизни. И операторская цветопись Андрея Москвина создавала там точный эквивалент гнетущего состояния человека, оказавшегося на пороге смерти. В «Тельце» как раз можно похвалить изобразительное искусство Александра Сокурова, самого взявшегося за камеру и представившего на экране чаще всего туманную и размытую, как после дождя, атмосферу Горок и его окрестностей. Но невнятица в анализе образа Ленина, который временами ведет себя как клоун или изображает помрачившегося в рассудке, своего рода «туман в головах творцов», никак не определившихся в отношении к тому, кто действительно перевернул весь мир в ХХ веке, заставляют только недоумевать: сделано ли это намеренно или же они на самом деле не знают, с какого боку подойти к этой персоне - вот и выделывают странные кренделя вокруг него, подобно Сталину, явившемуся с непонятным визитом в Горки.

 

И если в «Молохе» истерическое шутовство в поведении Гитлера (кстати, более впечатляюще исполненного тем же актером Леонидом Мозговым) отлично работало на идею о том, что эта жалкая посредственность была вознесена на вершины власти толпами таких же мелких людишек, то в «Тельце» на подобном уже трудно сыграть, поскольку и Ленин был иным по психологическому типу, и нельзя дважды использовать один прием, показывая вождя масс ущербным и немощным. Между прочим, если бы авторы сами проявили больше человеческого сострадания к своему персонажу, дав ему поистине раскаяться во всех грехах перед лицом неизбежной смерти, то и реакция большинства зрителей оказалась бы более сочувствующей и примиряющей.

 

То есть и в «Тельце», возможно, требовалась, как и в «Романовых», откровенно слезливая мелодрама вместо недовыраженной драмы с интеллигентскими реверансами в сторону религии и проповедей терпимости. Но их творцы, считающие себя далеко ушедшими от искусства социалистического реализма, по-прежнему не преодолели искушения своеобразного мессианства, в крайнем случае - «учительства жизни», истово отстаивая священное право на то, чтобы быть пожизненно «инженерами человеческих душ». Однако, инструменты для препарирования устарели да и сами учителя, кажется, не в состоянии понять всех перемен, случившихся в бурном и запутанном ХХ веке. И еще долго будут блуждать в тумане!

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
© KM.RU
В России предложили ужесточить допуск к вождению людей старше 60 лет
Кто убил киевского диверсанта?
Путин оценил ситуацию с рождаемостью в России строчкой из песни
Митинг КПРФ © KM.RU
Национальная Россия и Ленин: необходимость синтеза
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
«Монгол Шуудан», 24 сентября, «Главклуб»
Правила пользования льготным периодом
Megalodont «Treasure Island»
Памятники воинам-победителям заменят «оловянными солдатиками»
Малыш и Учитель «Пока дымится косяк»
Наталья Ветлицкая написала новую песню «Моральному кодексу»
Эрих Фромм, или Как научиться верить в себя
QUEENtet Сергея Мазаева открыл все праздничные мероприятия пасхальной недели
«Северный Флот», 27 января, Papa Barvillage
«Переговоры, режиссируемые Белым домом, для России – ловушка»
«Так и страна развалится, не заметим как»: QR-коды в транспорте и магазинах станут суровой реальностью?
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.