• Постер фильма
Япония. 1954. 126 минут.
Авторы сценария Яхиро Фудзи, Ёсиката Ёда по рассказу Огаи Мори
Оператор Кадзуо Миягава
Художники Кисаку Ито, Сёдзабуро Накадзима
Композиторы Фумио Хаясака, Тамэкити Мотидзуки, Канахити Одэра
Кинуё Танака, Ёсиаки Ханаяги, Киоко Кагава, Эйтаро Синдо, Акитакэ Коно, Масао Симидзу, Кэн Мицуда, Кадзукими Окуни, Йоко Косоно, Норико Татибана, Итиро Сугаи, Тэруко Оми, Бонтаро Акэми, Тиэко Нанива
Премии: «Серебряный Лев» на МКФ в Венеции
Оценка - 10 (из 10)
Историческая драма-притча
Великий японский режиссёр Кэндзи Мидзогути после войны действительно вступил в классическую пору подлинной зрелости творца, сняв 17 фильмов за 11 лет. И его кинематографическая манера, отличавшаяся до этого склонностью ко всё-таки заметным для зрителей экспериментам с экранным временем и пространством, становится более выверенной и строгой, по-настоящему каллиграфической. Что отнюдь не отменяет искусные панорамы не только в павильоне, но и на натуре, как, например, в «Управляющем Сансё» и «Повести Тикамацу». Причём «Управляющий Сансё» почти целиком развёртывается на натуре и воспринимается, как это ни парадоксально, в духе модного тогда итальянского неореализма (неслучайно был отмечен премией на кинофестивале в Венеции), хотя и освящён поэтической интонацией средневекового японского сказания «Андзю и Дзусио». Оно повествует о несчастной и трагической судьбе сестры и брата, маленьких детей сосланного правителя одной из провинций, которые были разлучены с матерью и попали в рабство, где провели десять лет, а в итоге смог выжить только юноша, потом ставший властителем в Танго и отменивший рабовладение.
Мидзогути обрёл в 50-е годы искомую раскрепощённость своего кинописьма, превратив камеру в рисующее перо (практически тогда же подобную идею «камеры-стило» сформулировал предвестник французской «новой волны» Александр Астрюк). И именно на разомкнутой территории окружающей реальности большинство его поздних лент получили «второе дыхание», до сих пор поражая (прежде всего - «Управляющий Сансё», выделяющийся в лучшую сторону, чем несколько подустаревшая картина «Сказки туманной луны после дождя») свежестью и незамутнённостью кинематографического взгляда на мир. Кадр начинает походить на ожившую, пришедшую в движение старинную японскую миниатюру, а его длительность и ритмическая организованность должны вызывать поэтические ассоциации с построением стиха в хокку или танка. Режиссёр поистине перенял в своём экранном искусстве ту же лаконичность и изящество выражения, свободу настроений и мыслей, пусть и заключённую в регламентированное количество строк и слогов. И подхватил столь неуловимый дух импрессионистического запечатления действительности, которая остаётся в этих трёхстишиях и пятистишиях непосредственной и волнующей спустя века - стоит только почувствовать и пережить как собственное озарение, внезапный прорыв в иные пределы.
Вот и по прежним воспоминаниям о фильмах Кэндзи Мидзогути мгновенно пронзают уже впечатанные в сознание образы - река в тумане, поле с высокими белыми травами, название которых вовсе не знаешь, калитка в частоколе, открытая прямо в лес (как в «Управляющем Сансё»). Визуальная красота чёрно-белого изображения, чья культура ныне почти утрачена, изумляет своей простотой и чистотой. Кадр промыт, как стекло (если перефразировать строчку из Арсения Тарковского). Эта зафиксированная на плёнке реальность обладает всеми признаками необъяснимой киногении, когда чуть ли не всё вокруг становится экранно привлекательным и метафорически значимым. Может создаться впечатление, что перед камерой Мидзогути мир поневоле приобретает особую кинематографичность, хотя лишь великий режиссёр способен разглядеть изначальное и вечное наличие кино в самом бытии природы и человеческой жизни.
Собственно говоря, дар кинематографиста в том и заключается, чтобы по крупицам собирать разлитый повсюду киноэфир, улавливать его воздушные потоки, чуять зов чуть ли не просящегося сняться какого-либо места. Это редко когда удаётся - мимолётно вернуться на родину кино, которая на самом деле находится везде, где можно поставить камеру и ощутить киногеничность самых обыденных вещей и явлений. Кинематограф - не что иное, как обнаружение зримой поэзии всего сущего и передача этой тайной красоты в череде сменяющихся кадров. Кэндзи Мидзогути одержимее коллег искал аналог кинематографического искусства в ясности и прозрачности традиционной живописи и поэзии, в конце творческой карьеры убедившись, что, возможно, нет ничего совершеннее и прекраснее человеческого лица, вписанного в сельский пейзаж.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий