• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → БРЕМЕНСКАЯ СВОБОДА
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

БРЕМЕНСКАЯ СВОБОДА

 «БРЕМЕНСКАЯ СВОБОДА» (Die Bremer Freiheit) ФРГ, 1972, 87 мин. Историческая трагикомедия.

Малоизвестный, но один из лучших фильмов немецкого режиссера. Он был снят для телевидения на пленке 16 мм и является экранизацией пьесы самого Фассбиндера, созданной в традициях абсурдной черной комедии.

Разыгранная по-театральному, в манере «интеллектуального гиньоля», однако имеющая некое подобие кинематографического фона, своего рода рир-экран позади сценической площадки, лента кажется изящной, но не без вычурности и художественного маньеризма, злой «шуткой гения» о быстром вырождении ранней буржуазии в Германии первой половины 19 века. Роковая и властная молодая женщина сживает с белого света несколько добропорядочных мужей, без зазрения совести и без опаски за последствия подсыпая им яд. Так она богатеет и утверждается в чинном обществе города Бремена, пока сама не становится жертвой беззастенчивого сведения счетов. Господа и дамы, рассуждающие о свободе и демократии, понимают эти «вечные грезы человечества» в совершенно конкретном, хищническом смысле: «все дозволено».

Фассбиндер на исходе первого периода своего обширного творчества, развивая тематику и стилистику картины «Горькие слезы Петры фон Кант», снятой в том же году и с Маргит Карстенсен в главной роли, выносит безжалостный приговор «скромному обаянию немецкой буржуазии». Романтизм начала 19 века с его тягой к идеальному и духовному оказался изначально мертворожденным или уже выродившимся в условиях филистерской Германии, в которой монархизм раздробленных княжеств уживался с набирающей силу властью новых буржуа.

Единственное «историческое» произведение немецкого режиссера (если не считать его неоднократные обращения к истории 20 века, в том числе его истокам в «Эффи Брист», которая снималась параллельно, но с перерывами в 1972—74 годах) намеренно представлено в декадентско-модернистском искажающем преломлении (сейчас бы мы сказали — почти постмодернистски). В трактовке Фассбиндера криминальный, по сути, сюжет приобретает черты иносказательной притчи, язвительной символической басни, острого памфлета — и в то же время угадывается актуальный для Германии начала 70-х годов 20 века злободневный смысл. 27-летний постановщик, который и прежде демонстрировал свою эстетскую и социальную ангажированность, вновь выступил с предсказанием об изнаночной стороне свободы, двойной сущности демократии, аморальном нутре общественных правил приличия.

Театральность, даже марионеточность мира немецких бюргеров позволяет распознать его искусственность, фальшивость, нежизнеспособность, близость к смерти, словно витающей по соседству. Фассбиндеровское «предостережение перед дьявольской невестой» (если так по отношению к «Бременской свободе» перефразировать название его же фильма «Предостережение перед святой блудницей») является пророчеством как бы из 19 века — но и о предстоящем «совращении Германии» в годы фашизма, и о грядущем «экономическом чуде» в послевоенной стране, жаждущей реабилитации и преуспевания. И прежде всего о будущем смятении благополучного государства, которое осталось в стороне от молодежных бунтов 60-х годов, но уже через несколько лет столкнулось с необъяснимым с точки зрения обывателя явлением терроризма «третьего поколения». Все эти три темы, которые особо будут волновать режиссера «Бременской свободы» позднее, присутствуют имплицитно, в зародыше, в очень талантливой ленте о бессознательном стремлении индивида к смерти, о глубинных процессах обнажения оборотнической сути общества, скрывавшего до поры до времени свою загнанную внутрь болезнь. Едкое каммершпиле в стиле dance macabre (буквально пляска смерти) стоит многих велеречивых сочинений о крахе буржуазии и загнивании капитализма. Все внешне просто, виртуозно по исполнению и остроумно.

Сергей Кудрявцев

В ролях: Маргит Карстенсен, Улли Ломмель, Вольфганг Шенк, Вальтер Зедлмайр, Вольфганг Килинг.

Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер.

Теги: Зарубежные фильмы | Исторические фильмы | Комедии

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Россиянам напомнили о штрафах за загорание на балконе в нижнем белье
Зачем генерал Донахью пригрозил «снести с лица земли» Калининград
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
Избранное
Пурген «Киберализм» (компакт-кассета)
Iron Mask «Master of Masters»
«С исчезновением СССР неотвратимо исчезает русская самобытность. Русский язык стремительно меняется, даже деградирует»
Совсем не праздничный день… (по поводу празднования Дня России)
Эксперты отреагировали на интервью Пригожина о проблемах школьного питания в Петербурге
Блеск и нищета Москвабада. Часть третья. Город одиноких сердец
«ЭкзоМарс-2022» не взлетит: Европейское космическое агентство отказалось от сотрудничества с «Роскосмосом»
«Иностранный промышленный капитал не будет создавать у нас "мировую мастерскую"»
«Никаких плюсов для родителей»: школы стремительно превращаются в комбинаты
Аристократия нищеты, или Нищета аристократии
Свободный полет feat. Алексей Белкин «Хозяюшка» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.