• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → КТОРОВ Анатолий Петрович
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

КТОРОВ Анатолий Петрович

Портрет


Анатолий КТОРОВ. Архив редакции журнала «Искусство Кино»

КТОРОВ Анатолий Петрович (24.04.1898, Москва — 30.09.1980, Москва), актер. Народный артист СССР (1963). Лауреат Государственной премии СССР (1952, за театральную работу).

В 1919 окончил студию под руководством Ф. Ф. Комиссаржевского. В 1917—1918 и в 1923 — актер Театра имени В. Ф. Комиссаржевской, в 1919—1920 — Государственного Показательного театра, в 1921 и в 1923—1933 — Театра бывшего Корша. С 1933 — актер МХАТа.

Театральные роли Кторова сделали любимцем публики. Его, блестящего, эффектного, отличали чувство юмора, отточенность движений, острый рисунок роли, тяготение к внешней характерности. Сам Кторов, чувствуя в себе неограниченные возможности, любил представать в каждом новом спектакле в ином качестве: в характере истеричного деспота Петра Третьего («Петр Третий и Екатерина Вторая», 1923) искал противоречивость, строя роль на перепадах настроения; Мурзавецкого, смешного и жалкого («Волки и овцы» по А. Н. Островскому, 1927), делал в финале ужасным; Карандышева («Бесприданница» по А. Н. Островскому, 1932) играл зло темпераментно.

После закрытия в 1932 Театра Корша Кторов перешел во МХАТ. Репертуар артиста сразу же переменился, он стал играть в основном классику: Звонцов («Егор Булычев и другие» по Горькому, 1934), Сэм Уэллер («Пиквикский клуб» по Диккенсу, 1936), Фабрицио («Хозяйка гостиницы» по Гольдони, 1936), Шервинский («Дни Турбиных» по Булгакову, 1937), Джозеф Сэрфес («Школа злословия» по Шеридану,1940), Серебряков («Дядя Ваня» по Чехову, 1947), Дульчин («Последняя жертва» по А. Н. Островскому, 1948), Нюхин («Чеховские страницы», 1977). К сожалению, хотя мастерство актера ни у кого не вызывало сомнений (и было отмечено даже Государственной премией СССР за театральную работу, 1952), с каждым годом премьер у него становилось все меньше, все чаще он находился в простое. Поэтому таким знаменательным событием для Кторова стала роль Д. Килти «Милый лжец» (1962), которую он с блеском сыграл в пьесе ироничного, мудрого Дж. Бернарда Шоу, раскрывающего в своих письмах к актрисе Патрик Кэмпбелл все потаенные уголки своей души. Спектакль стал событием в театральной жизни Москвы, на долгие годы войдя в репертуар актера.

В театре за шесть десятилетий творческой деятельности Кторов сыграл девяносто девять ролей, в кино — всего двенадцать (лучшие из них — в фильмах Я. А. Протазанова), никогда не считая кинематограф главным делом своей жизни и недовольный тем, что ему приходилось в основном играть «фрачные роли» — джентльменов-жуликов, авантюристов, роковых соблазнителей. Циничный эмигрант Владимир Заглобин («Его призыв», 1925), городской повеса («Закройщик из Торжка», 1925), обаятельный вор Каскарилья («Процесс о трех миллионах», 1926), столь же обаятельный вор Микаэль Коркис («Праздник Святого Йоргена», 1930), красавец Паратов («Бесприданница», 1936) — все они аристократичны, очаровательно наглы, напористы. Им, по натуре игрокам, присуще чувство собственного достоинства и ощущение абсолютной власти над окружающими людьми. Внутренне самодостаточные, абсолютно свободные, эгоистичные, они не зависели ни от кого и ни от чего. Зрителям эти герои Кторова нравились, но сам он в конце 1930-х годов без сожаления прервал свою кинокарьеру, вернувшись в кино только в середине 1960-х, чтобы сыграть Николая Андреевича Болконского («Война и мир» режиссера С. Ф. Бондарчука, 1966) — величественного и чудаковатого старца, гордого, проницательного, возвышающегося над всеми остальными героями, как одинокий утес.

Последняя работа актера в кино — король в фильме Г. Натансона «Посол Советского Союза» (1969).

1925 ЕГО ПРИЗЫВ («23 января») 

1925 ЗАКРОЙЩИК ИЗ ТОРЖКА 

1925 ШАХМАТНАЯ ГОРЯЧКА 

1926 ПРОЦЕСС О ТРЕХ МИЛЛИОНАХ 

1927 КРУГ («Долг и любовь») 

1927 КТО ТЫ ТАКОЙ? («По ту сторону щели») 

1930 ЖЕЛЕЗНАЯ БРИГАДА 

1930 ПРАЗДНИК СВЯТОГО ЙОРГЕНА 

1934 МАРИОНЕТКИ 

1936 БЕСПРИДАННИЦА 

1952 ШКОЛА ЗЛОСЛОВИЯ 

1969 ПОСОЛ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 

1976 МИЛЫЙ ЛЖЕЦ 

Теги: Актер | Отечественные персоналии

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
© KM.RU, Вадим Черноусов
«Черные лебеди» уже взмахнули крыльями? Почему экономике России опять пророчат крах
Песков объяснил отсутствие Путина на прощании со Старовойтом
Кадры из видеотрансляции на официальном сайте президента Франции
Макрон заявил о готовности отправить до 50 тысяч военных на Украину
Дмитрий Песков © KM.RU, Филипп Киреев
Песков заявил о необходимости военной цензуры в России
Избранное
V выставка «Уникальная Россия», 23 января - 9 февраля, Гостиный двор
Александр Ф. Скляр объявил Мусоргского первым русским рокером
«Бригадный Подряд», 30 октября, «16 Тонн»
Кузьма и виртУОзы «Концерт в рок-клубе 27 июня 1997»
Гарик Сукачев отметил на сцене 65-летие с Сергеем Галаниным и А.Ф. Скляром
Россия vs Турция: полшага до войны?
Голос Омерики «Чехословакия + Уздечка» (Deluxe CD)
Fetal Decay «Born To Suck. Demo 2020» (CD+медиатор, нашивка, магнит и наклейка)
Саркисян Армен Меружанович. S8 Capital и эволюция холдинга
Представлен дизайн кроссовера Aurus Komendant
КузмиЧ «Нас не догнать» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.