МАТЬ (1990)

«МАТЬ», СССР-Италия, ЧИНЕФИН ЛТД. (Италия)/МОСФИЛЬМ, 1990, цв., 200 мин.

Драма.

По мотивам одноименного романа М.Горького.

Весть о том, что после «Вассы» Глеб Панфилов приступает к экранизации горьковской «Матери», была воспринята нашей кинообщественностью весьма болезненно. Реакция эта естественна. Самый Главный Роман Эпохи Социализма к тому моменту стал объектом тихой ненависти миллионов советских людей, вынужденных «изучать» его в средней школе. Свинцовые мерзости жизни в царской России, речь Павла на суде, история с «болотной копейкой», забитая Ниловна, «распрямляющаяся» под воздействием, — трудно представить соотечественника, желающего увидеть все это на экране.

Время шло. Работа над фильмом тоже шла. В обществе все изменилось... Но выдающийся режиссер есть выдающийся режиссер. Он первым представил нам кинематографическую материализацию потаенных дум, неявных догадок, смутных предположений, имевших хождение в обществе на рубеже 80—90-х годов.

Формально соединяя Горького с Заломовым (книга известного революционера легла в основу сценария наряду с романом «Мать»), Панфилов практически сопрягает два подхода к российским проблемам, сформировавшимся на рубеже веков. Первый, поименованный революционно-демократическим, и второй — нравственный, христианский, общечеловеческий. И — удивительная вещь! — чем более известные события на экране разворачиваются, тем более неизвестными они нам кажутся.

Существует некая субстанция, магма российской жизни. Видоизменяясь, трансформируясь, она порой выбрасывает, исторгает различного рода странности...

Павел и его товарищи показаны людьми именно странными. Взбрело им в голову построить Царство Божье на Земле. «Господи Иисусе!» — восклицает Ниловна, впервые услышав классическое «призрак бродит по Европе, призрак коммунизма» — нормальная христианская реакция на разговоры о призраках.

Великая Инна Чурикова играет человека, изо всех сил пытавшегося отговорить сына от опасных занятий. А потом вдруг понимает: отговорить не удастся. Разве можно было заставить его отца бросить пить!..

И никуда она не «распрямляется». Ниловна решает просто быть все время с сыном, защищать его, делить с ним тяготы жизни.

В ролях: Инна Чурикова, Виктор Раков, Любомирас Лауцявичюс, Саша Шишонок, Дмитрий Певцов, Александр Карин, Ваня Кабардин, Владимир Прозоров, Володя Фатеев, Ольга Шукшина, Антанелла Интерленги, Андрей Ростоцкий, Иннокентий Смоктуновский.

Режиссер: Глеб Панфилов.

Автор сценария: Глеб Панфилов.

Операторы: Михаил Агранович, Александр Ильховский.

Художники-постановщики: Леван Лазишвили, Валерий Кострин, Анатолий Панфилов, Франко Куппини.

Композитор: Вадим Биберган.

Звукорежиссер: Роланд Казарян.

Монтаж: Е. Галинка.

Продюсер: Нелло Санти.

Приз «За выдающиеся художественные достижения» МКФ в Канне-90: конкурс; Приз Киноакадемии «Ника-90» лучшему звукооператору года (Р.Казарян); Премия Европейского кино «Феликс-90» за лучшую роль второго плана (Д.Певцов);


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.