ПАНФИЛОВ Глеб Анатольевич


Ольга Машная, Валентина Якунина и Яна Поплавская в фильме Глеба Панфилова "Васса".
Архив редакции журнала "Искусство Кино"


Глеб ПАНФИЛОВ. Архив редакции журнала «Искусство Кино»

ПАНФИЛОВ Глеб Анатольевич (р. 21.05.1934, Магнитогорск), сценарист, режиссер. Народный артист РСФСР (1984); Лауреат перемии Ленинского комсомола (1970). Лауреат Государственной премии РСФСР (1985, за фильм «Васса»); Отмечен призом за вклад в киноискусство (МКФ в Москве-2000).

В 1957 окончил химический факультет Уральского политехнического института, работал мастером Свердловского завода медаппаратов, научным сотрудником НИИ, заведующим отделом пропаганды Свердловского горкома ВЛКСМ, режиссером Свердловского телевидения, где сделал несколько документальных фильмов. В 1960—1963 заочно учился на операторском факультете ВГИКа, в 1966 окончил Высшие режиссерские курсы. С 1967 режиссер «Ленфильма», с 1977 — «Мосфильма», а также руководитель мастерской на Высших режиссерских курсах.

В игровом кино дебютировал фильмом «В огне брода нет» (1967, приз Международного кинофестиваля в Локарно, Швейцария, 1969), неканонически изображавшим гражданскую войну — с идейными спорами в стане большевиков, жестко реалистическим показом изнанки войны через будни санитарного поезда. Но основным открытием картины стал интереснейший характер главной героини, санитарки и художницы Тани Теткиной. Жертвенная почти до юродства, самобытно талантливая, она была сыграна Инной Чуриковой в глубоко драматичной и одновременно остро гротескной манере. В дальнейшем актриса, ставшая женой Панфилова, исполняла главные женские роли почти во всех его фильмах, что подчеркивало глубинное родство его героинь. В «Начале» (1970, «Серебряный лев» Международного кинофестиваля в Венеции, 1971) некрасивая и неудачливая в личной жизни ткачиха становится киноактрисой, гениально сыгравшей Жанну д'Арк. Работница Паша и великая французская героиня уравниваются фильмом в своей личностной значимости, их судьбы, переплетаясь, составляют нерасторжимое целое.

Фильм «Прошу слова» (1975, приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1976; приз Международного кинофестиваля в Барселоне, 1977) предлагает нам еще один женский характер, в котором тесно переплетает гротеск и пафос. Мэр города Елизавета Уварова с ее жертвенной истовостью и категоричностью стала своеобразным комментарием к теме «человек на своем месте», столь актуальной в середине 1970-х годов.

Фильм «Тема» (1979, вышел на экран в 1987; приз «Золотой медведь» Международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1987) в связи с затронутой в нем проблемой эмиграции много лет не выходил в прокат. Вместе с тем, главное место в картине занимает едко саркастическое изображение преуспевающего столичного драматурга, чья значительность оказывается мнимой на фоне чистоты и цельности провинциальной жизни. Совсем иная провинция показана в фильме «Валентина» (1981, по пьесе А. В. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске»), где юная героиня предстает «единственным светлым лучом в темном царстве» провинциальных нравов. «Васса» (1983, по мотивам пьесы М. Горького «Васса Железнова», Золотой приз Международного кинофестиваля в Москве, 1983) — новый этап в творчестве Панфилова. Режиссер по-своему прочитал хрестоматийную пьесу, увидев в героине не только деспотичную эгоистку, но и умную, деятельную хозяйку, любящую мать. Через личную трагедию Вассы просматривается грядущая трагедия России, обреченной на революцию. Панфилов, предававший большое значение изобразительным фактурам, выдержал «Вассу» в стиле русского модерна.

В 1984 режиссер поставил спектакль «Гамлет» в Театре имени Ленинского комсомола, где датский принц (О. Янковский) трактуется как человек толпы. «Мать» (по мотивам произведений М. Горького, 1990, премия Каннского кинофестиваля) — наиболее фундаментальная работа Панфилова, впервые обратившегося здесь к жанру киноромана. Режиссер и показал первую русскую революцию как трагедию, а Павла Власова и его мать как трагических героев. В 2000 году вышел в свет фильм «Романовы: венценосная семья», рассказывающий о последних месяцах жизни последней русской императорской семьи.

1967 В ОГНЕ БРОДА НЕТ (О Тане Теткиной и ее рисунках) режиссер, автор сценария

1970 НАЧАЛО режиссер, автор сценария

1975 ПРОШУ СЛОВА режиссер, автор сценария

1976 СТЕПАНОВА ПАМЯТКА автор сценария

1978 ЧЕЛОВЕК, КОТОРОМУ ВЕЗЛО автор сценария

1979 ВСТРЕЧА автор сценария

1979 ТЕМА автор сценария, режиссер

1981 ВАЛЕНТИНА режиссер, автор сценария

1982 ВАССА режиссер, автор сценария

1990 МАТЬ автор сценария, режиссер

2000 РОМАНОВЫ — ВЕНЦЕНОСНАЯ СЕМЬЯ режиссер, автор сценария


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.