Постер фильма «Пепел и алмаз».
Збигнев Цибульский в фильме Анджея Вайды "Пепел и алмаз".
Архив редакции журнала "Искусство Кино"
«ПЕПЕЛ И АЛМАЗ» (Popiol i diament) ПНР, 1958, 96 мин.
Драма.
Киношедевры обладают редким качеством оставаться во времени, постоянно меняясь, провоцируя разные трактовки, включая и отторжение, неприятие, а потом как бы доказывая свою художественную правоту. «Пепел и алмаз» Анджея Вайды подвергался упрекам в ревизионизме и оправдании романтических борцов с коммунистическим режимом. Теперь кое-кто усмотрит в фильме вынужденную апологетику «новой Польши», которая приходит на смену умирающей под звуки печально-торжественного «Полонеза Огинского» (он к тому же имеет название «Прощание с родиной»). Но самое главное, что способно покорить зрителей и спустя 40 лет после создания этой, пожалуй, самой знаменитой польской ленты за всю историю кино — художнический прорыв режиссера Анджея Вайды и актера Збигнева Цибульского к человеческой, сложной и не подлежащей обычному житейскому осмыслению, глубинной правде характера героя, «заплутавшего на войне» (если воспользоваться словами Василя Быкова о тоже неоднозначном персонаже — Рыбаке из его повести «Сотников»).
Вопреки сиюминутности и очевидной компромиссности некоторых сюжетных мотивов романа Ежи Анджеевского и картины Анджея Вайды, «Пепел и алмаз» прежде всего — драма бытия, в пограничной ситуации между жизнью и смертью, переживаемая трагическим одиночкой Мачеем. Вопрос заключается отнюдь не в том, что герой оказался не на той стороне (как это трактовали в прежние времена) или же представляется в качестве невинной жертвы надвигающегося тоталитаризма (так это будут воспринимать сейчас). Явный метафоризм режиссерской манеры, особенно в финале «Пепла и алмаза», как нельзя лучше подтверждает иносказательность этой философской притчи о вечной неприкаянности человека. Не случайно один из любимых писателей Вайды — именно Достоевский с его мучительно неразрешимой проблемой пребывания «идиота» в мире, который одержим «бесами».
Сергей Кудрявцев
В ролях: Збигнев Цибульский, Эва Кшижевска, Богумил Кобеля, Адам Павликовский, Вацлав Застшежинский.
Режиссер Анджей Вайда.
Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий