• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

ТРИЛЛЕР (жанр)

ТРИЛЛЕР (англ. thriller, от thril — вызывать трепет), по определению Р. Макдональда, в детективе действие движется во времени назад, к разгадке; в триллере — вперед, к катастрофе. Разграничить эти жанры не всегда легко, и один часто содержит элементы другого. Яркие образцы триллера в кино — фильмы А. Хичкока, который мастерски использовал технику кино для нагнетания сюжетного напряжения (саспенса) и управления эмоциями зрителей. Для его картин характерен также тонкий черный юмор и вторичность сюжета по отношению к виртуозной разработке ключевых эпизодов. Хичкок ввел в жанр понятие «МакГаффина» — повода или предлога для развития действия (вымышленный агент в фильме «К северу через северо-запад», North by Northwest).

Другим мастером триллера был немецкий режиссер Фриц Ланг («Шпионы», Spione; 1928; «М», 1931), с 1936 работавший в Голливуде («Женщина в окне», The Woman in the Window; 1944 и др. ). Если в 30-е годы для голливудского триллера были характерны комедийные элементы («Это удивительный мир», It's a Wonderful World; 1939 и др.), то с началом войны жанр приобрел более мрачные тона: «Наемный убийца» (This Gun for Hire; 1942), «Большие часы» (The Big Clock; 1948) и др. Традиции триллера были переработаны в стилистике «черного фильма». Зародился поджанр— фильмы об ограблениях heist movie («Асфальтовые джунгли», The Asphalt Jungle; 1950).

В Великобритании Т. Дикинсон снял классический фильм «Газовый свет» (Gaslight; 1940), ставший основой для голливудского римейка 1944. В жанре комедийного триллера работали Ф. Лондер и С. Гиллиат: «Я вижу незнакомца» (I See a Dark Stranger; 1946), «Государственная тайна» (State Secret; 1950). Кэрол Рид поставил картину «Третий человек» (The Third Man; 1949) — один из лучших триллеров в мировом кино.

Среди разновидностей жанра можно выделить шпионский триллер, лучшие образцы которого связаны со Второй мировой войной — «Пять пальцев» (5 Fingers; 1952), «Я был двойником Монти» (I Was Monty's Double; Великобритания, 1958) — или холодной войной: «Шпион, пришедший с холода» (The Spy Who Came in from the Cold;, 1965, Великобритания, по Джону Ле Карре). В 60—70-е годы во многом в связи с такими событиями, как убийство Кеннеди и Уотергейт, приобрел популярность политический триллер, «золотым стандартом» которого можно считать фильм Джона Франкенхаймера «Маньчжурский кандидат» (The Manchurian Candidate; 1962). Картина «День шакала» (The Day of the Jackal; Англия, 1973) рассказывала о заговоре с целью убийства Шарля де Голля; «Три дня Кондора» (Three Days of the Condor; 1975) — о закулисной деятельности американских спецслужб; «Вся президентская рать» (All the President's Men; 1976) — о расследовании Уотергейтского скандала. Однако в этот же период жанр все чаще использовался для эксплуатации острых или просто модных тем, выигрывая в актуальности, но порой теряя в качестве. Выделялись работы Брайана Де Пальма, которого критики называли преемником Хичкока («Одетый для убийства», Dressed to Kill; 1980 и др.). Элементы триллера присутствуют во многих фильмах Р. Поланского: «Нож в воде» (Noz w wodzie; Польша, 1962), «На грани безумия» (Frantic, США, 1988) и др.

Во Франции одним из первых мастеров жанра был А.-Ж. Клузо: «Ворон» (Le corbeau, 1943), «Плата за страх» (Le salaire de la peur, 1953). С начала 50-х годов приобрел популярность французский гангстерский цикл, во многом связанный с именем актера Ж. Габена. Среди первых и лучших фильмов этого цикла была картина Ж. Беккера «Не тронь добычу» (Touchez pas au grisbi, 1953).

К жанру триллера обращались такие режиссеры, как Л. Малль («Лифт на эшафот», Ascenseur pour l'echafaud; 1957), Р. Клеман («Под палящим солнцем», Plein soleil, 1960, по П. Хайсмит) и Ф. Трюффо («Невеста была в черном», La mariee etait en noir, 1968). Ж.-П. Мельвиль развивал традиции американского «черного фильма»: «Красный круг» (Le cercle rouge, 1970) и др. Многочисленные гангстерские, приключенческие и психологические триллеры снимали А. Верней («Сицилийский клан», Le clan des Siciliens, 1969), Ж. Дере («Бассейн», La piscine, 1968) и Ж. Лотнер («Седьмой присяжный», Le septieme jure, 1964). В романтическом ключе решал свои триллеры К. Лелуш: «С Новым годом!» (La bonne annee, 1973) и др. К. Шаброль, которого наряду с Клузо называли «французским Хичкоком», предпочитает глубокую психологическую разработку сюжетов, сочетающуюся с сатирическими штрихами: «Мясник» (Le boucher, 1969) и др. Своеобразным эпилогом к гангстерскому циклу была лента Алена Делона «Неукротимый» (Le battant, 1982). Ведущий режиссер современного французского кино Патрис Леконт поставил блестящие триллеры «Специалисты» (Les specialistes, 1985) и «Месье Ир» (Monsieur Hire, 1989).

В Германии ряд режиссеров обращались к триллеру ради осмысления воздействия американской культуры на европейское сознание: «Американский солдат» (Der amerikanische Soldat, 1970, Райнера Вернера Фассбиндера) и «Американский друг» (1977, Der amerikanische Freund, Вима Вендерса, по Патриции Хайсмит).

В англоязычном кино в последние полтора десятилетия традиции жанра авторски перерабатывали П. Уир («Свидетель», Witness, 1985); Д. Коэн («Просто, как кровь», Blood Simple, 1984 и «Перевал Миллера», Miller's Crossing, 1990); Д. Мамет («Игорный дом» / «Дом игр», House of Games, 1987 и «Убийство» / «Отдел убийств», Homicide, 1992); Б. Сингер («Подозрительные лица», The Usual Suspects, 1995); Д. Бойл («Неглубокая могила», Shallow Grave, 1995).

Петр Карцев


Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
© KM.RU, Наталья Ступникова
У школы отнимут функцию оценки знаний?
Разгром Ирана: три аспекта ирано-израильской войны
Путин об экономике Запада: «сами скоро сдохнут»
Точка раздора: в Баку кипят страсти вокруг ареста азербайджанцев в Екатеринбурге
Избранное
«КняZz» выступил с актерами сериала «Король и Шут»
Линда призвала избегать стандартов
Юрий Наумов «Эскапист» (remastered)
Кинопремьера «Черная Луна»: «Левиафан» по-мексикански
«Били и девочек, и даже малышей»: как реабилитируют детей в приюте «Радуга»
И пусть весь мир подождет: как Женева на несколько часов стала центральной точкой планеты
Осенняя хандра – как от нее избавиться?
QUEENtet Сергея Мазаева «Анатолий Лядов» (СD + винил)
«Мураками» , 3 декабря , 1930 Moscow, 19:00
Украина и Закавказье: распад государств, дележ территорий и полное «отуречивание». Часть вторая
Как выбрать самый лучший каркасный бассейн?
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.