• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → ЗЕЛЕНИНСКИЙ ПОГОСТ
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

ЗЕЛЕНИНСКИЙ ПОГОСТ

«ЗЕЛЕНИНСКИЙ ПОГОСТ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ/ЛАДОГА, 1989, ч/б, 72 мин.

Социально-психологическая драма.

«Зеленинский погост», снятый в 1989 году на Ленфильме, провалился в черную дыру постсоветского небытия и лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств вынырнул на поверхность в Выборге (1994), на фестивале «Окно в Европу», где стал обладателем престижной премии. Документальная стилистика, в которой фильм снят, отказ от жанровой оптики, от цвета, в общем стилевом контексте многим кажется анахронизмом. Сам же материал — российская деревня, иными словами — почва, где национальное, корневое, существует в сложном конгломерате с советским, практически никого не волнует. Так, — пустая порода, давно ушедшая натура, вычерпанная до конца Шукшиным и его эпигонами. И то сказать: по нынешним временам что может быть более маргинальным и призрачным, чем деревенская жизнь? Астафьева и Стрелянного, если они про деревню заговорят, мы еще послушаем. А в общем, — мифологическая Атлантида нам и то ближе, чем российская глубинка. Мы живем, как жили в лучшие времена, — «под собою не чуя страны». Впрочем, и у Лизнева в «Зеленинском погосте» с беспределом все в порядке — то есть его много, не меньше, чем в чеховском «В овраге». И пьют, и мародерствуют на кладбище, и иконы за бесценок скупают, и сын по пьяному делу поднимает руку на мать, и работать никто не хочет. Но все эти горестные реалии смягчены лирическим авторским взглядом, растворены в классическом русском сюжете про «любовь к отеческим гробам». Внук приезжает из города в родную деревню «навестить бабуню» и везет с собой мраморную доску — надгробье деду, который умер вскоре после конца войны, совсем еще не старым, и покоится на деревенском погосте с сорок седьмого года... Фильм можно уличить в прямом подражании В. Шукшину — в нем действительно есть эпизод — один к одному знаменитой сцене из «Калины красной», где герой рыдает, пав грудью на землю... Но все же, не смотря на аллюзии и цитаты, картина Бориса Лизнева представляется мне лирической исповедью, возникшей как ответ на какую-то настойчивую внутреннюю потребность. Его завязка (закадровая) — вполне достаточная мотивация для развития действия: внук приезжает в деревню, чтобы поставить памятник деду. Но в доме, оказывается, нет ни одной годной для такого дела фотографии, и гостя направляют к местному чудику, который стаскивает в свой сарай старье и хлам со всей округи. У этого коллекционера герой отыскивает дедову фотографию, но кроме того ему попадаются на глаза еще и старинные дагерротипы. Портреты деревенских жителей, одиночные и групповые, режиссер развертывает медленной панорамой, подолгу рассматривая лица, их выражение, одежду, головные уборы... Эффект пристального вглядывания срабатывает, как надо: дагерротипы становятся эманацией прошлой жизни, а процесс их рассматривания сокровенным ритуалом погружения в историю. На этих лицах — самоуважение, печать достойно прожитой жизни. Чувствуется, что герой идентифицируется с ними, что образы старого мира ему ближе и понятнее, чем суетные лица здравствующих родственников. В них уж точно нет ничего эпического. Да и самоуважение элементарное отсутствует. Стали разбивать цветник на могиле, так двоюродный брат тут же и схалтурил, кирпичи ребром положи, кое-как, а на замечание огрызнулся: мол, каждому интеллигенту раз в год поработать охота. Потом крестная пришла, на все кладбище завопила, что цветника не потерпит, потому что все должно быть, «как у людей». Герой же наш, по всему видно, проповедует ненасилие и крестной уступает без лишних слов. Попытался было он забрать с собой в город «бабуню» — нет сил видеть, как мается старуха приживалкой в родном доме, но «бабуня» отказалась наотрез. Сюжетные скрепы максимально ослаблены, впечатление, что перед тобой струится поток жизни, и только короткие крупные планы главного героя напоминают о том, что явленная нам картина на самом деле отражается в сознании молодого человека с самоуглубленным взглядом безнадежного интраверта (эту роль сыграл И. Махров). Надо ли говорить, что поэтика фильма, соединяющая свободно, без видимых швов документально снятое и игровое, натурщиков и актеров, подлинные фактуры и полное отсутствие павильона, напоминают шедевр Кончаловского «Асино счастье». Лизневские герои, так же как и герои Кончаловского произносят монологи перед камерой и личное в них не отделить от авторского. Говорят они о вещах жестоких и говорят жестко, без всякой жалости к себе и другим. Герои «Асиного счастья» рассказывали о своих драматических судьбах с верой в то, что все страшное и несправедливое осталось в прошлом. Герои «Зеленинского погоста» говорят о чудовищном как об обыденном, и режиссер не делает на этих монологах особого акцента. Тут можно было бы расписаться в полной и окончательной победе зла... Если бы не сияние на кладбищенских крестах драгоценных лиц в простеньких оправах. Да, были люди... Случайно попав на деревенскую свадьбу, герой вглядывается в лица односельчан, будто пытаясь отыскать в них черты ушедших поколений, уловить хоть какое-то сходство. И дальше следует эпизод, возможный только в кино. Режиссер проецирует на экран один из дагерротипов — групповой снимок крестьян в праздничной одежде. И вдруг статичный снимок оживает, становится кинокадром. В его персонажах мы узнаем местных крестьян, одетых и повязанных, как на том старинном снимке. Будничные, тусклые лица расправились, осветились тайной их общего прошлого, притаившегося в сундуке деревенского коллекционера. Такое вот чудо преображения, сотворенное прямо на наших глазах. Сюжет о смерти этноса превратился в сюжет о его вечной жизни. Неожиданный катарсис финала дал философскую подсветку картине, претендующей разве только на то, чтобы ответить на вопрос, очевидно мучивший автора. Вопрос этот давно сформулирован классиком и звучит так: «Зачем живем, зачем страдаем?». Актуальный ответ на него я нахожу у другого класика: «Одна из лжей современного сознания — антиисторическое и анархическое, бунтующее отношение к историческому процессу... Свободен духом тот, кто перестал ощущать историю как внешне навязанную, а начал ощущать историю как внутреннеее событие в духовной действительности». Это написано Н. А. Бердяевым в 1919-1920.

В ролях: Игорь Махров, Елизавета Воронина, Анна Овсянникова, Сергей Полевой, М. Вилисов, А. Гаранина, А. Коротин, А. Сковородов, Е. Ярская.

Режиссер: Борис Лизнев.

Автор сценария: Борис Лизнев.

Операторы: Сергей Бирюк, Борис Лизнев.

Художник-постановщик: Михаил Гаврилов.

Композитор: Алексей Захаров.

Звукорежиссер: Галина Голубева.

Монтаж: Галина Корнилова.

Приз за режиссерский дебют и спец. приз Госкино РФ на КФ «Золотой Витязь—92» (Москва); Приз (поддержка в прокате) на Кинорынке-фестивале «Окно в Европу—94» (Выборг);

Теги: Драмы | Ленфильм | Отечественные фильмы

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
80 лет с начала работы Потсдамской конференции: зачем рушат итоги Потсдама?
Зачем генерал Донахью пригрозил «снести с лица земли» Калининград
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
Избранное
QUEENtet Сергея Мазаева, 6 мая, «Академ Джаз Клуб»
«Мир сходит с ума»: «Оскар» только для геев, инвалидов и негров
Приметы живодерского капитализма: люди панически бегут даже из городов-миллионников
Владимир Кузьмин «О чем-то лучшем» (CD-переиздание)
Патрисия Каас: «Реальность – не для меня»
Юрий Наумов «Эскапист» (remastered)
Бензобак «Наушники и капюшон» (интернет-сингл)
«Оказавшись на развалинах второй сверхдержавы мира в 1992 году, мы начали ударными темпами перенимать западные "ценности" и глядеть в рот нашим многочисленным "партнёрам"»
Эпатажная Анна Плетнева
ВОЗ высоко оценила стратегию Москвы по развитию города для здоровья его жителей
Бранимир «Верная смерть»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.