Адаптация "За Измену Родине"

Диск предоставлен лейблом «Джут» (2001). В момент выхода последнего политическая ситуация в России ещё не была столь чудовищной, поэтому слушая, например, трек «Жизнь в полицейском государстве» одни посмеивались над его (якобы) несвоевременностью, а другие просветлённо восклицали: «Так ведь это песня о тоталитаризме Назарбаева!» Минуло совсем немного времени – и стало отвратительно ясно, что и нас накрыла та же беда. Кривые качели в стылой казахской степи с обложки «Джута» превратились в покосившуюся Спасскую башню, водружённую в тот же антураж (см. рис 1). Теперь «Кайфа больше нет» и у нас - недаром эта вещь, склеенная из обрывков песен ДДТ и ИпВ продублирована на диске дважды.
Символичны перипетии, связанные с изданием этого многострадального творения. Лейбл «Выргород» хотел подгадать выход пилотного тиража к питерской презентации альбома 6 декабря 2003 года. Однако на заводе, где размножались болванки, подозрительно молчали… Оказалось, что рабочие умудрились посеять мастер-запись альбома и настолько испугались, что на протяжении пяти дней не сообщали об этом руководству. Вот он – липкий страх перед начальником, могущим за мелкую провинность обречь на голодную смерть: «камнем вниз, кипятком по темени – капитализм как примета времени». В итоге «питеров», конечно же, обломали, и «Выргород» приложил все усилия, чтобы поспеть хоть к московской презентации 17 декабря. Завод, однако, динамил до последнего, и первую партию привезли лишь в день презентации к 16.00. Пришлось директору «Выргорода» Алесу в спешном порядке снимать диски со штырей (в таком виде их доставили с завода) и фасовать по коробкам. 200 дисков за 2 часа. Вестимо, вручную. Так что к месту презентации в клуб «Бункер» Алес приехал уже в последний момент, так и не успев «разрулить» некоторых негаданных подстав, учинённых клубом: вроде входного билета по 150 руб. (вместо ста обещанных) и досадных нестыковок со временем начала концерта.
…Так что, кому до сих пор не понятно, смысл заглавия диска прост: ТАКОЙ родине и изменить не грех!! Перелопачивая прежний вариант альбома, Ермен добился многого - преодолел неуверенные гитарные партии, задиристый вокал и «плоский звук». Взамен появился феноменально плотный насыщенный саунд – с дробным басом, ураганными ударными и неведомо откуда прорезающимися поп-панковыми гитарными соло. Обновлённый «За Измену Родине» даёт трезвый взгляд на современную политическую ситуацию, лишённый как пораженческой истерии, так и махрового патриотизма. Мой коллега Степан Басманов недоумевает: зачем, дескать, Ермен изъял из прежней версии «ЗиР» пять душевных песен. Песни действительно хорошие, но, во-первых, они вошли бонусом в кассетный вариант альбома, а во-вторых, они не вписываются в новую концепцию. Взять «Западло и не так». Вещь чудная, но совсем не в стиле «Адаптации»: эдакий релаксирующий речитатив, почти Джо Дассен!!! К тому же содержит некое подобие зависти к одноклассникам, уезжающим на «историческую родину». Или «Говно» - вещь, безупречная по идее и звучанию (стремительное обсирание «базовых» рок-девизов), но крайне примитивная в текстовом отношении. Учитель-словесник Ермен оставил на диске песни с самыми витиеватыми стихами.
Герой «ЗиР» активен и одновременно созерцателен, а внешне даже бездеятелен. Подобного уникального баланса мог добиваться, пожалуй, лишь Цой – недаром «Адаптацию» нередко сравнивают с «Кино». В «Джуте» пассивный герой интроверт безвылазно сидел дома, выходя наружу лишь в «народные праздники» (которые, однако, не справлял!!). В «ЗиР» он систематически отправляется в «грязный парадный», чтобы потребить там «одну на троих» (что – «одну»: поллитру? самокрутку? уличную герлицу? или же меню меняется день ото дня?) и, вдоволь насмотревшись на проходящих мимо пидорасов, засыпает в тёплой постели. Он не отсиживается и не занимается саморазрушением («Убиваю себя» – не в счёт, это лишь мелкий эпизод в биографии героя), а держит себя в должной форме («систематически гнать-догоняться»), накапливая силы для решительного рывка, когда Революция всё-таки грянет.
Революция – центральный персонаж диска. Несмотря на пессимистичное название песни «Революций не будет» - это не приговор, а всего лишь срез текущей ситуации. Ермен чуть ли не поимённо называет тех, кто вольно и невольно препятствует позитивным переменам в России и Казахстане. Типажи на удивление узнаваемые: новые казахские «мамбеты», «ценители женских вокалов» (это он про меня :-)), «экзистенциальные дуры» (я таких знаю), которые «умеют плакать без слёз». Санкций в духе НБП, обещанных на «Джуте» («и, не дай Бог, когда-нибудь нам повезёт, они все поперхнутся такой красотою») Ермен, вроде как, не обещает. Но и от контактов с «левой сценой России» (которой на юбилейном концерте в клубе «Точка» Ермен посвятил песню «Политкорректность») пока не отказывается. Грядущие битвы, по мысли Ермена, будут благословляться свыше. Это видно и из «Партизанских будней»:
Небеса будут помнить, небеса будут знать
За что погибла в чистом поле благородная рать –
и даже из кавера детской песенки «Крейсер Аврора»:
Ветром солёным дышат просторы
Молнии крестят (!!!) залп грозовой…
PS: Завершает диск 12-типесенный бонус с концертом «Ады» во городе Дижон, что на юге Франции. Выступление состоялось 25 января 2003 года в рамках панк-фестиваля в одном из сквотов. «Адаптация» вышла на сцену в три ночи. Писались не со звукорежиисёрского пульта, а «с воздуха» - то бишь прямо со стационарных микрофонов. Так Ермен отдал дань группе «Sex Pistols», которая фиксировала концертники аналогично… Свой концертный сет Ермен сотоварищи немного АДАптировали под местную публику. Дабы торкнуло быстрей, мелодичный «Крейсер «Аврора» поставили № 3 (на родине обычно исполняется обычно ближе к концу), «Так горит степь» ускорили, фактически превратив её в рэп, а фразу «Пьяная песня похожа на бабий плач» Ермен стонуще выводит, показывая французам, что есть «бабий плач» на собственных связках. Попрощался Анти тоже необычно: «Мерси Боку».
Ссылки по теме:Адаптация вновь сменила барабанщика Адаптация в "Релаксе" Адаптация "Джут"
Комментарии читателей Оставить комментарий