Рустем Булатов (Lumen): «Оптимизм в нас всегда присутствовал»

14:29 13.09.2013 , Юлия Шершакова
Lumen. Фото Алексея Махова, предоставлено пресс-службой группы
Lumen. Фото Алексея Махова, предоставлено пресс-службой группы

Группа Lumen в начале лета отыграла большие сольные концерты в Москве и Санкт-Петербурге, которые носили многозначительное название «Рубеж».

Сейчас музыканты приостановили концертную деятельность и погрузились в запись нового альбома, который, с одной стороны, будет концептуальным продолжением пластинки «На части», а с другой затронет новые темы и проблемы. Корреспондент «КМ.РУ Музыка» встретился с вокалистом группы Рустемом Булатовым и поговорил с ним не только об альбоме, но и о недавно прошедшем юбилее LUMEN, о выступлении на Первом канале и о классической литературе.

Lumen

KM.RU: В начале лета в Зеленом театре вы сыграли программу с философским названием «Рубеж». Рубеж всегда ассоциируется с каким-то подведением итогов. Почему подвести итоги вы решили именно сейчас?
- Нет, рубеж – это для нас очевидная граница между двумя половинками альбома, потому что большая часть песен, которые звучали в турах прошлой весной и осенью, в новой программе звучать не будет. Теперь для нас начинается новая история – запись второй части нового альбома.

KM.RU: Ты уже говорил раньше, что вторая часть будет своеобразным альбомом ответов. Ничего не изменилось в первоначальной концепции? Нам по-прежнему стоит ждать ответов? 
- Думаю, что да. У нас появились за это время еще новые песни, и нам предстоит непростой выбор, но на новом альбоме будет больше размышлений о поисках счастья, нежели в первой части.

KM.RU: А разве в первой части это не ключевой вопрос?
- Нет, там скорее размышления о том, что нас заставляет чувствовать себя именно разбитыми, раздражает, выбивает из колеи… То есть первая часть больше рассказывает о том, что мешает достичь счастья. Во второй же части будет больше историй о том, что заставляет вернуться в колею и что в ней может удержать.

Lumen

KM.RU: То есть это будет оптимистический альбом?
- Если сравнивать с тем, что мы делали до этого, то да. Ну а если со ска-музыкой, то, конечно, нет.

KM.RU: Откуда этот оптимизм? Жить стало лучше?
- Нет… Оптимизм в нас всегда присутствовал. Просто появились мысли, как можно об этом оптимизме рассказать, то есть это не альбом о том, что «ура, все зашибись», а альбом о том, что в жизни есть и прекрасные моменты, несмотря на…

KM.RU: Сейчас в России все популярнее становится такое явление как краундфандинг. LUMEN, как я понимаю, экспериментировать с этим не стал. А как ты лично относишься к этому явлению?
- У нас пока нет необходимости этим пользоваться. Мы себе можем позволить все в рамках наших желаний, и для этого нам не надо затягивать пояса потуже (мы их, правда, никогда особо и не расслабляли). У нас всегда есть отложенные средства на запись альбомов и съемки клипов. Без крайней необходимости мы никогда в этот запас не запускаем руки. Я считаю, что это единственная схема, которая делает музыканта независимым. Наши слушатели хоть и редко, но упрекают нас за то, что билеты на наши концерты стоят недешево, поэтому просить их скинуться еще нам и на альбом будет совсем некрасиво.

Lumen

KM.RU: Ну а как ты думаешь, это явление приживется в России?
- Я думаю, что оно уже прижилось, потому что видел примеры того, что это работает.

KM.RU: В этом году у группы был юбилей. Почему не стали его отмечать?
- Юбилей как раз заставляет подводить итоги и принимать поздравления. Итоги подводить пока не хочется. С нами происходит столько всего интересного – выход песен, клипов, и это для нас гораздо важнее круглых дат. Все эти юбилеи заставляют задумываться о чем-то совсем далеком, оглядываться, смотреть на то, каким ты был дураком много лет тому назад, и в том числе играть песни, которые больше не заставляют биться твое сердце. Я все наши песни сильно люблю, но у меня к ним родительское отношение. Наступает момент, когда детей надо отпускать. Вот у меня парни взрослеют, и раньше, когда они были совсем маленькие и где-то бегали, мое сердце билось сильно, потому что я боялся, что они упадут и расшибутся. Сейчас, когда они стали взрослее, я знаю, что если они упадут, то встанут, отряхнутся и либо придут нам пожаловаться, либо пойдут дальше бегать. Нас часто просят сыграть «Космонавт», но для меня время этой песни прошло… Многие молодые ребята для своих первых музыкальных шагов выбирают наши ранние композиции и потом выкладывают их в Интернет. И вот когда они играют «Космонавт», мне это понятно и мне приятно это слушать, ну а мне самому петь эту песню сейчас странно…

Lumen

KM.RU: А есть ностальгия по тем временам, когда вы в электричках ездили давать квартирники?
- Конечно, есть. Это ностальгия по хорошим людям, которые нас окружали, но они ведь нас и сейчас окружают; по приключениям, но и сейчас они продолжаются, то есть это не грусть, а просто приятные воспоминания. Мы сейчас проживаем не менее интересную жизнь и без оглядки бросаться в прошлое не хотим.

KM.RU: Не могу не спросить тебя о стихах… Судя по твоим социальным сетям, в литературе ты отдаешь предпочтение фантастике и современным авторам, но твои стихи написаны в классической манере. К классической литературе ты как относишься?
- Я ничего не знаю о стихосложении. Вернее, знаю, что есть ямб, хорей, но не знаю, как что называется. В школе учил, конечно, это все и знал, чем они отличаются друг от друга и где ударный слог, но теперь все это благополучно забыл. У меня нередко прямо по ходу стиха меняется ритмика, и я проверяю, насколько это нормально, лишь одним способом: если я могу прочитать стих, не споткнувшись, если он льется и катится, значит все хорошо, ну а если нет, то надо переделать. Вот и все. Что же касается классической литературы, то у меня с ней сложные отношения. Есть произведения, которые мне нравятся, а есть, которые меня совсем не трогают. Я понимаю, что в классической литературе обсуждаются проблемы вечные, но мне часто не нравится обрамление этих идей, потому что эту же самую проблему можно преподнести в иной, в современной оболочке. Как пример - фильм с Леонардо Ди Каприо «Ромео и Джульетта». Это новый фантик, новая обложка старой истории, где даже поэзия Шекспира сохранена. Можно смотреть Шекспира в классическом театре, а можно посмотреть этот фильм, который меня в свое время потряс, и при этом сама история ничего не потеряет и не выиграет, просто кому-то хочется видеть средневековое платье, а кому-то современное.

Lumen

KM.RU: То есть ты человек нашего времени?
- Не обязательно. Просто есть классические произведения, признанные шедевры, в которых я не могу найти для себя ничего, что меня заставило бы этой историей заинтересоваться. «Отцы и дети» - замечательная книга: нигилизм, столкновения поколений, недосказанность, непонимание того, что придет на смену нигилизму… Но в современном мире столкновение отцов и детей еще мощнее. Взять хотя бы 60-70ые годы прошлого века, когда у богатых представителей буржуазии за рубежом дети становились хиппи и панками, потому что были не готовы принимать этот материальный, скучный, гнилой мир. Это тоже история «отцов и детей», но она интереснее, потому что там другие, более понятные нам, диалоги, поступки и последствия. В современном мире развязка подобного конфликта может быть еще драматичнее, радикальнее, потому что современный мир наполнен экстремизмом и социальными опасностями.

KM.RU: Брейвиком, например…
- Как вариант. И вот по сравнению с тем эмоциональным накалом, который мы можем увидеть просто в ежедневных новостях, классические произведения блекнут, они слабоваты для того, чтобы раскачать наши души. Человек, который препарировал оленя, не вздрогнет, когда порежет себе палец, потому что вид крови его не побеспокоит. Правда, особняком в русской литературе стоит Достоевский. Он не рассказывал истории о людях, он рассказывал о внутренней борьбе людей, о хронологии сумасшествия, и так, как сходил с ума Раскольников, может сойти с ума человек любого времени, а декорации и эпоха становятся уже неважны.

Lumen

KM.RU: Кстати, в этом плане LUMEN, на мой взгляд, близок с Достоевским, потому что тоже рассказывает обо всех этих надрывах и самокопаниях, приводящих к сумасшествию.
- Вот так сравнение! Но из этого всего ведь и состоит человек…

KM.RU: Не могу не спросить о вашем выступлении в программе «Вечерний Ургант». Безусловно, ваше появление там – это событие для протестной музыки, однако оно вызвало бурную дискуссию среди ваших слушателей. Мне понятно, для чего вы туда пошли, и ты подробно это объяснил на своей странице Вконтакте, но ты, в самом деле, веришь, что за три минуты было возможно переманить на свою сторону какую-то часть аудитории Первого канала?
- Нет, я не думал, что произойдет какое-то чудо и что Первый канал как-то увеличит нашу аудиторию, но если хотя бы кто-то, сидя у телевизора, после нашего выступления полез искать информацию о нас в Интернете и добрался до песен «Государство», «Не простил» и каких-то еще подобных песен, и даже если им эти песни не понравились, то это все равно хорошо. Наступит мгновение, когда они вспомнят наши слова и, может, поймут, что в чем-то мы правы. А я считаю, что мы все-таки правы, хоть одним кажется, что мы недостаточно жестко выражаем свои эмоции, другим – что мы перегибаем палку и мир на самом деле не так плох. Пусть каждый оценивает по-своему.

Lumen

KM.RU: А те три минуты, что вам дал Первый канал, не были похожи на те три минуты, что дал вам в свое время Михаил Козырев, пригласив на фестиваль «Чартова дюжина» в Лужники?
- Нет, это совершенно разные ситуации. Тот фестиваль во многом определил, быть или не быть. Конечно, сейчас, по прошествии стольких лет, можно хорохориться и говорить, что все равно мы так или иначе пробились бы, но все же благодаря «Чартовой дюжине» удалось сэкономить большое количество сил, потому что у нас сразу появились слушатели и это многое изменило. Если бы не тот фестиваль, то, возможно, другой бы фестиваль помог решить этот вопрос, но я вполне могу представить себе ситуацию, что раз не получилось, два не получилось, три не получилось, а потом бы у нас просто не осталось сил и желания продолжать идти дальше. Эфир же на Первом канале не решал ничего. Мы как жили без Первого канала 15 лет, так совершенно спокойно могли бы жить без него и дальше, поэтому сравнивать эти события нельзя.

Lumen

KM.RU: Негативная реакция слушателей была предсказуемой?
- Конечно, хоть быть к ней готовым всегда сложно, потому что всегда надеешься, что тебя все же поймут, а если кто-то не поймет, то им объяснят… Очень-очень интересно было читать некоторые отзывы и комментарии, потому что наш эфир на «Дожде», на таком своеобразном протестном канале, всеми воспринимался как должное, но при этом наше выступление на другом канале многих заставило вспомнить песню «TV no more». Для меня это странно, потому что «Дождь», выходит, то ли не телеканал в их восприятии, то ли действует какая-то двойная система стандартов. Не понимаю…

KM.RU: У тебя дома по-прежнему нет телевизора?
- Телевизор есть, но нет телевидения. Антенна перерезана.

Фото: Алексей Махов (mad), Иван Кобяков, Мелисса Фокс. 
Фотографии предоставлены пресс-службой группы Lumen

Комментарии читателей
]]>
Загрузка...
]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.