Пилот «Изолятор»
Фрагмент обложки альбома. Предоставлено издателем
Концептуальный альбом от группы «Пилот»? Подобной новостью уже давно никого не удивишь. Все началось, кто помнит, еще с полуакустической пластинки «Сказка о Прыгуне и Скользящем», вышедшей еще в 2001-м. Проблески некоего сквозного религиозно-философского сюжета были еще на альбоме 2004 года «Рыба, Крот и Свинья», но на полную катушку Илья Черт развернулся на дисках «1+1» и «Содружество», отпугнувших от «Пилота» значительную часть поклонников. Дав отдых своей аудитории от «больших идей», группа вновь вернулась к ним на «Изоляторе».
Нетрудно заметить, что если раньше Илья Черт прибегал к единому сюжету для того, чтобы четче обозначить какие-то свои воззрения, то теперь наоборот цементирующий элемент необходим для сведения в единое целое разнородных и противоречивых песен. Каждая из них проиллюстрирована описанием диагнозов тех или иных психических заболеваний и сопровождается реальными интервью с пациентами «желтых домов». Ролевой моделью послужил малоизвестный альбом «Эпидемия» группы «Патриархальная выставка».
В качестве неформального пособия для студентов медицинских вузов «Изолятор» годится мало. Скажем, для описания депрессивного состояния больше бы подошла не ощетиненная ню-металлическая кричалка «В аду», а «Надоело все» из «пилотовского альбома «Жывой концерррт». Однако Черт принципиально не стал эксплуатировать в «Изоляторе» ранее изданные песни. Да, «Аутоджихад», например, исполнялась еще в 90-е под названием «Саддам Хусейн» и с другим текстом, но широкой аудитории «Пилота» эти раритеты, по большей части, неизвестны.
Чуть больше повода посудачить альбом дает на тему «гениальность и помешательство». Велик соблазн приложить описанные в интерлюдиях альбома психиатрические феномены к творчеству наших доблестных рок-музыкантов. Так, явление шизофазии оптимальным образом подходит для описания излюбленного творческого метода Егора Летова и других поэтов его круга (Олег Манагер, Константин Рябинов и др.) Недаром же, наверное, летовскую манеру исполнения Черт старательно копирует в бриджах песни «Грязь», а возвышенная «Дитячья» по стилистике похожа на позднейшие творения «Гражданской Обороны». А «слезливая беспомощность» многих песен «ДДТ», оказывается, является признаком старческого слабоумия! Об этом мы узнаем из клинического экскурса, которая предваряет «почвенническую» балладу «Поселок», спетую с сентиментальными интонациями Юрия Шевчука.
«Дитячья», «Поселок» и «Рок-н-ролл для мужиков» в будущем неплохо могут вписаться в концертный сет-лист «Пилота». С остальными песнями сложнее. Трудно представить нынешнего «просветленного» Черта, истошно голосящего перед своими поклонниками агрессивные припевы, вроде «Моя работа — волк» или «Собаке — собачья смерть». Однако поданные под «психопатологическим» соусом эти песни смотрятся органично. К тому же в окружении жутковатых диагнозов в них появляется какая-то дополнительная интрига. И с этой точки зрения альбом удался на все 100%.
PS. Выход «Изолятора» сопровождался скандалом: на CD покупатели пилотного тиража с изумлением обнаружили рисунок с накатки альбома группы Carcass «Surgical Steel». Илья Черт категорически отверг обвинения в плагиате, заявив, что имела место некая заводская ошибка. Но, во первых, тиражи обоих альбомов явно печатались в разное время и на разных заводах, во-вторых, местоположение картинки на «Изоляторе» заметно отличается от оригинала. Ни дать, ни взять, как в известной песне Виктора Цоя: «Мама, мы все тяжело больны — мама, я знаю, мы все сошли с ума».
Комментарии читателей Оставить комментарий