Врачи ставят диагноз искусству

"Терапевт должен быть кем-то вроде Шерлока Холмса", - считает сотрудник Медицинской школы Йельского университета Ирвин Браверман. Его новое исследование дает основания предположить, что уроки, на которых учащиеся учатся оценивать произведения искусства, могут научить студентов-медиков ряду полезных навыков: их способность к диагностике существенно улучшается после того, как они узнают, как нужно рассматривать картину.
Малоопытные медики часто упускают детали, которые влияют на диагноз, объясняет Браверман. Пытаясь ликвидировать эти пробелы, он совместно с Центром Британского искусства организовал для студентов-первокурсников занятия по искусству. Всего через 2 часа изучения классической живописи диагностические навыки студентов существенно улучшались: они лучше могли выделить ключевые черты пациентов по фотографиям, чем группа студентов, прослушавшая дополнительную лекцию по анатомии. Теперь занятия по искусству стали частью учебного плана всех студентов-медиков в Йеле.
Джон Спенсер из университета Нью-Кастла приветствует эту методику. Он полагает, что обучение медицине традиционно основывается на зубрежке и механическом повторении материала, в результате чего новоиспеченные доктора не способны мыслить иначе, как по шаблону. Браверман иллюстрирует это рассказом о пациенте с больной ногой. Студент-медик, осматривая исключительно больную ногу, не мог понять в чем дело, хотя ответ был вполне очевиден. Студент не обратил внимания на выпяченные глаза пациента - явный симптом проблем с щитовидной железой. Способность увидеть детали непредвзятым взглядом является ключевым моментом диагностики, хотя окончательно эти навыки формируются только в процессе длительной клинической практики. Браверман надеется, что программы, подобные той, что разработана в Йеле, ускорят этот процесс.
Этот курс является примером того, как изменяются методы обучения, считает Спенсер. Теперь более важно понимание, а не простое запоминание сведений. Одним из произведений искусства, использовавшихся в исследовании, стала картина "Смерть Чаттертона" Генри Уоллеса. Студентам задавались вопросы, для ответа на которые требовалось проинтерпретировать увиденные детали - к примеру, "В какой части дома происходит изображенная здесь сцена?" Вид города через окно позволяет предположить, что это мансарда, однако комната может располагаться и на первом этаже, если дом расположен на холме, а наклонная крыша свидетельствует в пользу первого варианта. Подобная постановка вопросов и ответы на них аналогична медицинской практике, когда врач должен выбрать из двух возможных диагнозов один.
Знакомство с гуманитарными работами может увеличить сострадание врачей, считает Чарльз Бардес из университета Корнуолла, использующий в обучении студентов аналогичную методику. Современная медицина, по его мнению, фокусируется на научном решении медицинских проблем, а "человеческой стороной дела почему-то пренебрегают".
Комментарии читателей Оставить комментарий