]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → → Наука
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Планета смерти: виноваты люди?

17:50 26.12.2003
Планета смерти: виноваты люди?
Планета смерти: виноваты люди?

Три марсианских зонда должны начать работу на поверхности Красной планеты. У их создателей вроде бы есть все основания для уверенности, что на сей раз все будет хорошо. Возбуждение общественности и научного сообщества все возрастает. А некоторые чиновники НАСА будто бы проводят кампанию...

Три марсианских зонда должны начать работу на поверхности Красной планеты. У их создателей вроде бы есть все основания для уверенности, что на сей раз все будет хорошо. Возбуждение общественности и научного сообщества все возрастает. А некоторые чиновники НАСА будто бы проводят кампанию по «снижению ожиданий». И это не случайно - ведь не просто же так астрономы назвали Красную планету планетой смерти.

Представители НАСА подчеркивают, что две трети марсианских экспедиций закончились провалом. Правда, сваливая ответственность на внешние силы, НАСА занижает свою ответственность за многочисленные провалы прошлого. Анализ показывает, что причины провала марсианских экспедиций почти всегда были земными – они коренились в умах и стиле управления людей, занимавшихся их подготовкой. Корни прошлых неудач на удивление похожи на «порочный процесс принятия решений», погубивший шаттлы Challenger и Columbia. В обоих случаях к беде привел целый комплекс причин: недостаток финансирования, процедурные упущения и принятие желаемого за действительное. Все ли уроки извлечены теперь? Каковы шансы на успех будущих проектов?

• Mars Polar Lander должен был приземлиться в районе полярной шапки Марса в 1999 году

Ни у кого нет сомнения в том, что марсианские экспедиции в техническом отношении – самое сложное из всего, с чем сталкивалась до сих пор космонавтика. Он дальше от Солнца и получает едва ли половину солнечной энергии, приходящейся на долю нашей планеты. Экспедиции должны быть очень длительными, а точность управления – максимальной. Ведь какие-то непредвиденные обстоятельства могут появиться в любой момент.

С момента начала космической гонки (в 60-70-е годы 20 века) НАСА запустила к Марсу в общей сложности 10 кораблей (включая две пары орбитальных и спусковых аппаратов). Два из них были потеряны из-за проблем при запуске, а из остальных восьми все успешно добрались до цели. Ни один из восьми не пал жертвой «планеты смерти», все они работали.

Но в 1990-е годы именно ошибки менеджмента, а не вызовы Марса или безалаберность кого-либо из работников, привели к провалу новых экспедиций. За то время, пока на посту руководителя НАСА находился Дэн Голдин, требовавший от космического агентства чудес экономии, были потеряны пять космических кораблей. Первым пострадавшим оказался злосчастный Mars Observer, запущенный в 1992 году – первый американский марсианский корабль после успешных экспедиций «Викингов», осуществленных за 18 лет до этого. Связь с ним была потеряна всего за три дня до запланированного выхода на марсианскую орбиту. Год спустя расследование показало, что наиболее вероятной причиной неудачи был разрыв клапанов топливной системы корабля. Через эти разрывы за 11 месяцев путешествия могло вытечь большое количество топлива, достаточное, чтобы взорвать корабль. Разрыв мог произойти потому, что для путешествия к Марсу в целях экономии средств НАСА использовала переработанную ракету, обычно использующуюся для выведения спутников на геостационарную орбиту. Обычно такие ракеты совершают шестичасовой перелет, и мало приспособлены для почти годичного путешествия в космосе.

Тем не менее НАСА повторила ту же самую ошибку пять лет спустя. Топливная система зонда Mars Polar Lander также была основана на военной ракете, и корабль в конце 1999 года тоже исчез в самом конце своего путешествия. Расследование установило, что «были допущены серьезные ошибки в дизайне двигателя, которые остались незамеченными вплоть до самого запуска». Два спусковых аппарата, находившихся на корабле, тоже исчезли; комиссия по расследованию инцидента нашла так много огрехов в их устройстве, что затруднилась сказать, что именно могло быть наиболее вероятной причиной аварии.

Специалисты неоднократно заявляли, что в НАСА отсутствует необходимая в столь сложных миссиях система двойной проверки – на нее попросту выделяется ресурсов. То же самое, по-видимому, стало причиной гибели еще одного зонда - Mars Climate Orbiter, который также пропал сразу после прибытия к Марсу все в том же 1999 году. Чтобы сэкономить деньги, НАСА отказалась от персонала для двойной проверки, предположив, что рабочие при сборке аппарата не должны делать ошибок. Когда же ошибки (которых быть было «не должно», но они, естественно, были) привели во время полета к заметным отклонениям от курса, у команды, управлявшей миссией, не было ресурсов на расследование причин. Поэтому было сделано допущение, что все идет с допустимыми отклонениями от первоначального плана– и зонд врезался в планету.

Разработчики двух последних экспедиций заявляют, что они извлекли все возможные уроки из былых поражений и «сделали все, что в человеческих силах, чтобы снизить риск и повысить вероятность успеха». Будем надеяться, что это правда. Ведь настоящий урок Марса состоит в том, что он не любит лентяев и дураков – зато щедро награждает усердие, точность и честность.

Темы: Газеты и журналы в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
Алаудинов призвал ужесточить наказание за разжигание межнациональной розни
© KM.RU, Алексей Белкин
Баку передал СК России доказательства убийства азербайджанцев на Урале
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Главный фактор: разрушение страны начали с образования
«Калинов мост» сделал своих поклонников чемпионами
Кукишъ «Матушка, я красный смех. Памяти Л.Н. Андреева и И.Ф. Летова»
Танцы на воле «Откровение»
НОМ «Проклятие» (интернет-сингл)
Тимур Халиуллин «От барокко до рока», 2 июля, «Органные вечера в Кусково»
Кузьма и Жопа Новый Год «Кузьма и Жопа Новый Год»
7 удивительных мест Италии
Армен Григорян «Грезы скотного двора (балет)»
Блокада Калининграда: Литва дает России основание для войны
Tequilajazzz подарила на Старый Новый год «Камни» и «масонские» сертификаты
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.