Мы догоняем Америку в воздухе

Отечественные авиастроители, похоже, первыми откликнулись на известный призыв-рефрен высшего руководства страны о необходимости осуществления инновационной перезагрузки технологической сферы в РФ.
Конструкторы, инженеры и сборщики компании «Сухой» и Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КнААПО) готовятся представить на суд российской и широкой международной общественности революционный продукт в области самолетостроения, который получил название перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), известного также как Т-50 и «изделие 701».
Речь идет о долгожданном истребителе пятого поколения, летные испытания которого по разным причинам постоянно откладывались. Если это, без всякого преувеличения, чудо техники успешно поднимется в воздух (по последней информации, испытания состоятся в пятницу) и продемонстрирует заложенные в него российской инженерной мыслью выдающиеся технические характеристики, то можно будет с уверенностью говорить о полномасштабном технологическом прорыве, достигнутом российским ВПК.
До сих пор такая суперсовременная авиационная машина была лишь в распоряжении США. А уступившая передовые позиции после развала СССР российская оборонка в течение всего постсоветского периода фактически топталась на месте и лишь эксплуатировала технологический задел, созданный еще в советское время. И вот, будем надеяться, российские авиастроители подошли к своему по-настоящему первому значительному успеху.
«Сегодня-завтра произойдет важнейшее событие в истории российского авиастроения. Первые пробежки самолета показали хорошие результаты. Поэтому было принято решение поднимать самолет в воздух здесь, а не транспортировать его на испытания в Москву», – сообщил в радиоэфире губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.
Базовые параметры нового самолета были анонсированы уже давно и по-настоящему впечатляют: он будет развивать скорость до 2100 км/ч и совершать перелеты на расстояние до 5500 км. Среди других значимых характеристик, позволяющих этому продукту претендовать на гордое звание истребителя пятого поколения, – высокая интеллектуализация борта, многофункциональность (способность решать задачи поражения как воздушных, так и наземных целей в любую погоду и время суток), сверхманевренность, малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн, способность взлетать и садиться, используя участки взлетно-посадочной полосы длиной 300–400 м.
Первый значимый технологический прорыв российского ВПК комментирует директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов:
– По моему глубокому убеждению, в постсоветской истории вряд ли что-либо может сравниться с этим событием по масштабу – если, конечно, завтрашний полет пройдет успешно. Все остальное либо гораздо мельче, либо было «зачато» еще в советское время (как, например, система ГЛОНАСС), а потом мы просто пожинали плоды советской науки и инженерной мысли. Другой пример – МКС, но это – уже не чисто российский проект, а скорее плод международного сотрудничества. Таким образом, предстоящее событие абсолютно уникально и не имеет аналогов в новейшей российской истории.
В настоящий момент самолет пятого поколения есть только у США (F-22 Raptor). Никакие другие страны или даже группы стран самолет пятого поколения не разрабатывают. Периодически происходит утечка информации по поводу того, что Китай что-то делает в этом направлении. Но это будет уже вторично, и такого же качества, как китайские машины. Можно быть, внешне он будет смотреться прилично, но не будет выдавать нужных технических характеристик. Так что если мы завтра взлетим, то нарушим американскую монополию в этой сфере.
Понятно, что американский самолет, в отличие от нашего, уже есть и поступил на вооружение. У нас же пока только лишь начинаются летные испытания. Так что мы значительно отстали от них по времени. Это связано в первую очередь с развалом СССР, и российские власти уже не могли финансировать этот проект в нужном объеме. Однако в этом есть и положительный момент, поскольку это позволило нам изучить опыт США – как на основе открытых источников, так и на основе разведданных. Соответственно, у наших разработчиков есть возможность не повторять тех ошибок, которые допустили американцы.
Справка KM.RU
Предполагается, что первые Т-50 будут переданы ВВС России в 2015 году. Министерство обороны Индии планирует закупить у компании «Сухой» 250 таких истребителей.
Автор: Василий Ваньков.
Обсудить.
Комментарии читателей Оставить комментарий