150 лет без крепостного права

19 февраля 1861 года произошло событие, которое без всяких преувеличений можно назвать переломным в судьбе нашей страны. В тот день вышел Манифест об отмене крепостного права, и началась самая масштабная из реформ императора Александра II. В результате крестьяне получили личную свободу, право на выборное самоуправление, а сельским обществам предоставляли землю, которая затем распределялась между его участниками.
Интересы помещиков также учитывались. Оброк и барщина сохранялись, за использование своего надела мужчинам полагалось отработать 40 дней, а женщинам – 30. В случае, если крестьяне хотели выкупить землю у помещика, то государство выступало гарантом сделки. Кстати, в 1881 году размер выкупных платежей был снижен, а столыпинская реформа их и вовсе отменила (к этому времени российское крестьянство выплатило уже 1,6 млрд руб.).
За долгие годы советской пропаганды сложилось мнение, будто бы Россия до середины XIX века была царством рабства, отсталой деспотией, в которой законсервировались древние феодальные порядки. Между тем постепенная отмена крепостничества началась еще при Александре I. К 1861 году крепостных крестьян насчитывалось менее 40% населения, а в целом ряде областей их не было вовсе. Кстати, на «просвещенном Западе» подобные процессы прошли не намного раньше. В Пруссии, Баварии, Померании крепостничество отменили в начале XIX века, в Саксонии оно затянулось до 1832 года, в Австрии – до 1848 года, а в США в то время процветало самое настоящее рабство.
«Освободительная» реформа Александра II положительно сказалась на экономике страны. Расширились возможности для хозяйственной инициативы крестьянина. Уровень жизни в стране повысился, промышленность стала развиваться значительными темпами, вырученные правительством средства пошли на масштабное железнодорожное строительство, укрепление армии и т. п. Все это позитивно сказалось и на положении России на внешней арене. Кстати, когда Александр II стал императором, он получил в «наследство» разорительную и неудачную для нас Крымскую войну. Так что реформа начиналась в очень непростых условиях, однако ее результаты настолько усилили нашу страну, что в 1871 году Петербург отказался выполнять дискриминационные условия мира, подписанного по итогам Крымской войны. А в 1878 году переоснащенная русская армия разгромила Османскую империю.
Об отмене крепостного права в России рассказывает кандидат исторических наук Михаил Смолин:
– Я хочу развеять два мифа. Первый заключается в том, что все крестьяне были в крепостной зависимости. На самом деле в Российской империи менее половины крестьян были «в крепости», из них половина находилась в государственном ведении, а не в руках помещиков. Были государственные управляющие территориями, на которых жили крестьяне, выполнявшие достаточно необременительные повинности. Вот этих крестьян начали освобождать еще в царствование Николая I.
Второй миф заключается в том, что крепостное право тождественно рабству. Это – большевистская натяжка, потому что крестьянин имел право на частную собственность; были многочисленные случаи, когда крестьяне выкупали и себя, и свои семьи у помещиков. Даже были крестьяне-миллионеры, владевшие фабриками. Сравнивать эту ситуацию с рабским положением нельзя еще и потому, что крепостные имели право передвигаться по стране и могли получать паспорта.
Общество достаточно легко пошло на реформу: большинство дворян не имели крепостных, а многие владельцы располагали лишь несколькими крестьянами или маленькой деревушкой. Отношения там были патриархальные, при которых помещик был, по сути, старшим в роду. Как правило, случаи вандалистского отношения к людям происходили в больших владениях. В этой связи часто вспоминают Салтычиху, которая «прославилась» своим жестоким отношением к людям. Однако ее наказали, у нее отобрали землю, и сама она закончила жизнь в тюрьме. Так что государство следило за правопорядком и гуманностью, а уголовное право распространялось и на дворян, и на крестьян.
Оценивая же реформу в целом, стоит признать ее положительной.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ты не верующий, ибо в тебе ненависти полно.
РАСПАЛАСЬ ЦЕПЬ ВЕЛИКАЯ
РАСПАЛАСЬ И УДАРИЛА
ОДНИМ КОНЦОМ ПО БАРИНУ
ДРУГИМ ПО МУЖИКУ
Первый университет в России, Московский, был создан В 1755 году по указу императрицы Елизаветы Петровны.
В России по сию пору существует рабство,и пусть не брешет медведев,путин и ихболтуны по теле ящику и в пресе.Если человеказаставлять работать свыше нормы под угрозой увольнения,тов таком государстве как раз существует рабство.Где гнида а не человек ибо угнетателя нужно только убивать.Пустьбудет он хоть президент или кем ещё,аэту гниду патриярха,хоть я верующий но не ему и ему подобными.Чужую заимственую в то время сдыхающую восточную Римскую империю.этот такойже умник владимир перенял "религию раба". Главное удобно что хочеш вытворяй чени полное бесправие,религия все оправдывает ,всёпрощает.Кто у нас на Русси святой единици.А вы зайдите в любую церковь,там понавешано столько грешников возведёных всвятые да за деньги эти богопродавци кого хош сляпают святым ,хоть ельцина,путина,медведева......
Кир
"Если рабство отменили сверху - это значит, что оно осталось снизу, т.е. в ментальности народа. И именно поэтому уже к 30 годам 20 века рабство возобновилось в троекратной силе не только в деревне, но и в городе!"
Вы здесь сами себе противоречите. Если вы берете в расчет возобновленное (да еще в троекратной силе!) рабство в 30-е гг. 20 века, то что же по-вашему выходит, что оно в 1917-1920-х гг. было отменено сверху? Кто с этой чушью согласится? Кстати, после "революции сверху" 1861 г. можно ли говорить подобном "троекратном" возобновлении рабства?
"Рабство отменить нельзя, его отменяет только завоеванная свобода, которая может стоять только на основе честности и справедливости"
Исходя из приведенного мной выше, "завоеванная свобода" тоже сама по себе мало что решает. Ну а "честность и справедливость" вывесить на флаг борьбы - дорого не стоит.
Ну а чтобы говорить о рабском менталитете (многие к этому аппелируют), который якобы столетиями ну никак из темного народа не хочет выходить, сдедует сначала определиться, что понимать под этим рабским менталитетом? Ведь получается, что все такие европейские свободолюбители первыми прогибались под сапогом мировых авантюристов (Наполеон, Гитлер). (Их силы сопротивления были похожи разве что на шайки опереточных разбойников). А тут, видете ли, переходят Неман и получают по полной от неотесанных рабов.