Миллениум Сидоров

Борис Гайдук
Миллениум Сидоров
М.: Эксмо, Яуза, 2005.
Солдат Сидоров много лет воевал, пока наконец на вражеской территории ему не довелось геройски взорвать танк, попасть в окружение и встретиться с загадочным и ужасным Доном Карлосом. Военную тайну Сидоров ему не выдал только потому, что не знал ее, но зато враги позволили ему обосноваться в ближайшей деревне, купить дом, развести огород и даже жениться на случайно оказавшейся в селении соотечественнице Лизе. И все было очень хорошо, пока вдруг в деревню не ворвались переодетые в монахов тайные агенты из с сидоровской родины, не убили Лизу и не забрали Сидорова с собой на соляные копи.
В сюжете «Миллениума Сидорова» отчетливо угадывается наша история: сначала идет война, потом бывших военнопленных отправляют в лагеря, везде орудуют тайные агенты, страной правят разные нелепые департаменты и партия, которую здесь называют «миссия»… Нормальная такая история жизни простого и хорошего человека Сидорова в тоталитарном государстве. Ну и что тут такого? – можно было бы спросить, если бы не одна особенность.
Мир, в котором живут герои книги, вполне реалистичен и выглядит знакомым, но испещрен странными сюрреалистическими деталями: за боевые заслуги солдат награждают грудью третьего размера, а генералов – двадцатисантиметровм половым членом; смертной казнью карается употребление греческого салата, а реальные боевые действия транслируют по телевизору вместо спортивных матчей.
Да и вообще, читателю сразу дают понять, что вся эта странная жизнь на самом деле происходит во сне, от которого можно проснуться только если тебя кто-то убьет или если ты отложишь перо и прекратишь писать. В случае Сидорова нужно именно перестать писать – просто так проснуться он не может, потому что во время войны его случайно коснулся рукой Дон Карлос. И вот он пишет и пишет, выписывая историю мира, собственную жизнь, жизнь знакомых людей и – самое главное - судьбу своих двух оставшихся за границей сыновей.
Надо сказать, что тема сна, выдуманной, но от этого не менее реальной жизни и даже целого мира, который существует лишь благодаря чьей-то фантазии, сильно занимает Бориса Гайдука. Об этом не только повесть о Сидорове, но и многие из опубликованных в той же книге рассказов, особенно «Карлики» - пронзительный и потрясающий до глубины души. Странности, фантазия и мифотворчество в текстах Гайдука вторгаются в привычную действительность, разлагая и переворачивая ее, но в этом нет ни деструктивности, ни эскейпизма, так распространенных в литературе нашего времени, а есть лишь желание одухотворить и позитивно преобразовать наш мир.
Комментарии читателей Оставить комментарий