]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Главное
Главная → Главное
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Все в чужое глядят окно…

18:00 30.11.2003

  • Все в этой книге, казалось бы, не должно вызывать ничего, кроме доверия и симпатии... Н. Громова М. Совершенно секретно, 2003   Про что: 1941 год, немцы бомбят Москву и уже

  • Все в этой книге, казалось бы, не должно вызывать ничего, кроме доверия и симпатии...

Н. Громова

М. Совершенно секретно, 2003

 

Про что: 1941 год, немцы бомбят Москву и уже высадили десант в Химках. Московские умы и таланты и их семьи срочным образом эвакуируются на юго-восток: в Куйбышев, Алма-Ату и Ташкент. Основная часть литераторов и их отправляется в Ташкент. О жизни и быте известных писателей и близких к ним людей в ташкентской эвакуации рассказывается в этой книге. Отношения поэта Владимира Луговского и Елены Булгаковой, судьбы Анны Ахматовой и Фаины Раневской, Лидии Чуковской, Надежды Мандельштам и многие другие – в этом документальном повествовании.

 

 

Читать книгу на Lib.km.ru


В любом месте - веселее вместе

 

В эвакуации в Ташкенте сложилась целая писательская колония. Образование довольно интересное, потому что все попавшие туда люди мало того, что и так прекрасно друг друга знали, так еще и получили возможность познакомиться поближе. Друзья, как известно, познаются в беде, а настоящее лицо человека можно увидеть только в экстремальной ситуации. Именно такая ситуация и сложилась в описываемые в книге военные годы.

 

Рассказ, впрочем, начинается несколько загодя, еще во время первых бомбежек. Несмотря на то, что повествование довольно бесстрастное, жуткие картины, встающие из приводимых в тексте личных писем, воображение будоражат. Как и простые смертные, писатели дежурят во время воздушной тревоги на крышах, рожают в бомбоубежищах, призываются на фронт и грузятся в вагоны.

 

Самое интересное, между прочим, начинается именно с погрузки в вагоны. Выясняется, что привилегированные молодые и здоровые киношники едут в эвакуацию в мягких вагонах, а престарелые академики и всякого рода инвалиды – в жестких. Что часть эвакуируемых по состоянию здоровья рвется на фронт и вообще находится в скорбном состоянии духа, а актриса Любовь Орлова со товарищи всю дорогу гуляет и веселится. На подобного рода контрастах и построена вся книга.

 

Представьте себе нечто среднее между «Пока все дома», «Окнами» и «Последним героем» и получится то, что нужно. А теперь представьте себе, что вместо специально обученных подставных лиц и второразрядных современных знаменитостей героями за окнами выступят люди из настоящего «золотого фонда» - писатели, да еще и какие: Ахматова, Раневская, Корней Чуковский, Алексей Толстой, Фадеев. Вместо покойного Булгакова выступит его вдова, а вместо покойной Цветаевой – сын Георгий. Кроме явных знаменитостей, тут будет еще несколько десятков их жен, сестер, матерей, домработниц и секретарш.

 

Представьте, что все они оказались на каком-нибудь острове, что им надо как-то выстраивать свой быт и находить пропитание. Представьте, что одновременно им приходится еще и выяснять между собой непростые отношения. Представьте, что отнюдь не каждый человек из писательской среды – настоящий герой. Более того, многие из них даже трусы, а часть - и вовсе порядочные негодяи: будучи вполне трудоспособными, выезжают в эвакуацию обманом, по приезду ради собственного удобства блатным образом выселяют из лучших квартир города законных жильцов и вселяются на их место сами.

 

Представьте себе все это как следует и после этого скажите, ну разве не красота? Великие и знаменитые, а все туда же. Как и мы, смертные, со своими мелкими житейскими делами, а еще писатели. Раз писателям такие вещи прощаются, то чего же взять с нас, простых смертных?

 

К сожалению, не все люди могут похвастаться тем, что они хорошо чувствуют литературу. Быт же хочешь, не хочешь, а все равно почувствуешь. Литература, как всем известно, вещь сложная, трудная и непонятная, быт же, напротив, вещь предельно понятная и всем нам близкая. Поскольку не всем хочется признаваться в том, что в быте они разбираются намного лучше, чем в литературе, появилось такое хитроумное понятие, как литературный быт.

 

В самом деле, специально разбираться в художественных тонкостях чьей-то поэзии и прозы мало кому интересно. А еще менее интересно потом такие исследования читать. Тем более что, положа руку на сердце, и поэзию-то с прозой на самом деле мало кто читал, а если кто и читал, то едва ли так уж внимательно. Гораздо лучше воспринимаются произведения, в которых выясняют, у кого с кем был роман и как кто к кому вообще относился. Плевать, что о собственно литературе все эти подробности решительно ничего нам не говорят – главное, что публике это нравится.

 

Многие писатели-мужчины, да и вообще мужчины, считают, что книги большинства писателей-женщин начисто лишены метафизики. Что, действительно, быт да нравы женщины выписывают превосходно, а вот с высоким у них, увы, не складывается, и все, о чем бы ни шла речь, чаще всего выливается в какой-нибудь «Женский взгляд» да «Историю любви».

 

Как ни обидно это признавать, примерно так же обстоит и с женщинами-историками литературы, и исследование Н. Громовой тому отличное подтверждение. Все в этой книге, казалось бы, не должно вызывать ничего, кроме доверия и симпатии: масса свидетельств, добросовестность, кропотливая работа с материалом. Только одно вызывает бесконечную досаду – сам подход к литературному процессу как к истории личных счетов писателей друг к другу.

Темы: Литература в мире
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Разгром Ирана: три аспекта ирано-израильской войны
Путин об экономике Запада: «сами скоро сдохнут»
Точка раздора: в Баку кипят страсти вокруг ареста азербайджанцев в Екатеринбурге
Протоиерей Ткачев посоветовал женщинам умерить амбиции
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Кризалис «Колодцы» (интернет-релиз)
1974fest, 9 ноября, Артист Hall
БезБ «Различные формы любви»
Вячеслав Бутусов показал истинного правителя мира
Фестиваль RAW! («Разнузданные волей» и др.), 5 февраля в O'Connell's Рub
«Они пытаются нас травить»: папа Алисы Тепляковой обвинил МГУ в разглашении персональных данных
Брызги «Чай с чабрецом» (интернет-сингл)
«Тридцатипятилетняя эпоха национальных предательств, саморазрушения и самокастрации завершается»
Общий и прямой билирубин
Uratsakidogi «Семки зла» (интернет-ЕР)
Sirix «Алкаш» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.