Пандора в Конго

Альберт Санчес Пиньоль
М.: Мир книги, 2007.
Молодой писатель Томми Томсон нанимается литературным «негром» к Эдварду Нортону, адвокату человека по имени Маркус Гарвей. Гарвей практически осужден за убийство Уильяма и Ричарда, сыновей герцога Кравера. Прежде чем его повесят, Томсон должен записать его рассказ о том, что на самом деле произошло во время экспедиции в Конго, куда Гарвей отправился вместе с братьями-аристократами.
Если верить Гарвею, Краверы добывали в сельве золото, используя рабский труд местного населения. Через некоторое время на них напали тектоны - представители кровожадного подземного народа: яма, которую выкопали негры, открыла им путь на поверхность земли. Рослые белокожие гуманоиды, у которых были кошачьи зрачки и по шесть пальцев на руке, вели себя крайне агрессивно. После того, как негры в страхе разбежались, англичане вступили с пришельцами в неравный бой. В результате череды немыслимых приключений со сражениями, пленением и путешествием к центру Земли, обоих Краверов убили, одного – тектоны, второго – негры, а Гарвей чудом спасся.
Фантастическая история, записанная юным романтиком Томсоном, сильно отдает самой неправдоподобной жюльверновщиной. Однако есть в ней одна сюжетная линия, которая все-таки заставляет верить рассказчику – взаимоотношения Гарвея и горячей двухметровой тектонской женщины по имени Амгам (Магма наоборот). Любовь, которую они принесли в жертву ради спасения мира людей от нашествия тектонов, так впечатлила писателя Томсона, что он и сам влюбился в пришелицу из подземного мира. Более того, ему стало казаться, что он видит на улицах Лондона великаншу, чья жаркая белоснежная кожа скрыта под черным платьем и траурной вуалью…
Новая книга каталонца Альберта Санчеса Пиньоля, прошлым летом поразившего русского читателя философским триллером «В пьянящей тишине», вновь возвращается к теме страха перед неведомым. Поначалу сюжет «Пандоры» кажется перепевом событий предыдущего романа: человек вдали от цивилизации сражается с кровожадными монстрами, но при этом любит женщину из враждебного племени. Однако не советуем поддаваться на провокацию. «Пандора в Конго» - это вторая книга задуманной Пиньолем трилогии, поэтому не удивительно, что в ней обсуждаются события, схожие с теми, что происходили в первой части. Однако если атмосфера первого романа была мрачной и пугающей, а тон повествователя – серьезным, «Пандора» местами кажется чуть ли не самопародией.
В то время как герой первой книги был революционером, биографию наивного писателя Томми Томсона украшает работа на доктора Флага, автора бульварных романов об Африке, и сотрудничество с газетенкой «Таймс оф Британ», прообразом современного таблоида. Гарвея, спасителя мира и героя-любовника, отличает нелепая внешность и садизм, а у подземной красавицы Амгам – руки до колен и рот до ушей. Да и вообще рассказ об экспедиции в Конго подозрительно напоминает синопсис одной из магкообложечных книжонок доктора Флага – той самой, которая называлась «Пандора в Конго».
Тем не менее, «Пандора» не менее изощренна, чем предыдущая книга, как с точки зрения сюжета, так и в отношении проблематики, - правда, это можно оценить, только дочитав ее до конца. Последние страницы все становят с ног на голову и заставляют сомневаться в том, что же действительно происходило не только в африканской сельве, но и на острове, затерянном в Атлантике. Неизменным в обеих книгах остается одно: самым страшным чудовищем оказывается человек, а особенно - колонизатор.
Комментарии читателей Оставить комментарий