На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала

Пауло Коэльо
Киев.: София, 2003.
Про что: Простая девушка Пилар – не очень юная, но зато очень возвышенная - из маленького испанского города, после одиннадцати лет разлуки встречает друга своего детства. Друг, к большому ее удивлению, стал известным проповедником и исцелителем силой Пречистой Девы. И, к еще большему, признался ей в Большой и Чистой любви и предложил следовать по жизни с ним вместе. Однако не так-то просто свернуть с накатанной дорожки. Даже если тебя зовет Великое Предназанчение.
Читать книгу на Lib.km.ru
"+" ПОНРАВИЛОСЬ "-" НЕ ПОНРАВИЛОСЬ
Читается быстро, легко и приятственно.
Оптимистично.
Неплохо построенные диалоги.
Занимательная притчеобразность.
Простовато и предсказуемо.
Сопливо.
Проповедь, а не литература.
Идеологически вторично.
В одном из ключевых моментов новой книжки Пауло Коэльо приведена любопытная история: некий ученый в ходе эксперимента научил обезьяну мыть бананы перед едой. Случай был забыт, однако в скором времени выяснилось, что эта обезьяна каким-то образом научила мыть бананы своих соплеменников. Потом оказалось, что мыть бананы научились все обезьяны острова, потом - всего архипелага, хотя трудно себе представить, что они тоже встретились с первой обезьяной, и она могла их чему-то научить.
Мораль этой истории в том, что сначала кто-то изобретает что-то хорошее, но его никто не понимает, потом он учит этому немногих, а потом знание этого нового возникает в головах большинства – уже как бы само собой.
История эта тем более поучительна, что объясняет феномен самого господина Коэльо. В последнее время этот бывший хиппи и пациент психушки, адепт психоделической революции, поклонник учения Карлоса Кастанеды и автор текстов рок-песен стал невероятно популярен. Причем в самых что ни на есть широких читательских кругах. Такая популярность не может не напрашиваться на вопрос: “А почему, собственно?”.
В обсуждение темы едва ли можно хоть каким-нибудь образом ввязать чисто литературные достоинства книг Коэльо. Во-первых, с ними как-то и негусто – романы Коэльо напоминают басни с обязательной моралью в конце или немудреные сценарии для нравоучительных постановок школьного драмкружка. А во-вторых, от массовой литературы их никто и не требует – ее функция совсем в другом.
Пожалуй, лучше всего творчество Пауло Коэльо характеризует репертуар публикующего его на русском языке издательства “София”. В основном это литература типа “загляни в себя, оглянись вокруг” - то есть всякого рода экзотика, эзотерика и прочая, с точки зрения любого ортодокса – будь то православный, католик, исламист или атеист, - ересь.
Кроме известных всем романтика Ричарда Баха (который “Чайка Джонотан Ливингстон”), мистика Раймонда Моуди (который “Жизнь после жизни”) и шамана Кастанеды (который про Дон Хуана) “София” издала (и продолжает издавать) чертову тьму всяких душеспасительных учений и просветлений – от самоучителей по трансцендентальной медитации до отчета о поисках затонувшего континента Му. Литература в каком-то смысле маргинальной тематики, однако находящейся на волне интереса и востребованной социумом. Можно сказать, что издательство “София” – это “Ад маргинем” для бедных.
Большей своей частью “софийские” книги не научные и не художественные, а такие, что ли, околонаучные и околохудожественные: либо фантазии автора под видом научной истины, либо воскресная проповедь под видом беллетристики. И сочинения Пауло Коэльо как раз из этой оперы.
Ничего плохого в этой опере, кстати, нет. Доброе все такое. Про любовь, жизнь и духовные искания. Сначала все плачут в голос, а потом наступает хеппи-енд с мягким нравоучением, что так и вот так поступать не надо, а надо вот так.
Уж по крайней мере, намного позитивнее эстетики сериала “Бригада”.
Ну, подумаешь, проповедь, шитая белыми нитками. Ну, подумаешь, к литературе все это имеет косвенное отношение. Важно совсем не это. Важно то, что он проповедует – терпимость, независимость от догмы, умение жить и радоваться, эклектичную, но добрую религиозность.
Как правило, массовый читатель читает только затем, чтобы прочесть что-нибудь такое, о чем он и так знает, и еще больше в этом утвердиться. Поэтому авторы такой бешеной популярности, как Пауло Коэльо, дают гораздо больше поводов порассуждать о социологии, чем о литературе.
Отрадно видеть, что мир – в данном случае, мир массового читателя - все-таки не совсем бездушный мир глобализированного потребителя. Что от догм и стереотипов он частенько поворачивается в сторону безумного, доброго и маргинального. Что какие-то идеи, еще недавно казавшиеся крамольными и сумасшедшими, просто витают в воздухе.
И что обезьяны учатся мыть бананы – и не под чьим-то давлением, а сами собой.
Комментарии читателей Оставить комментарий