Анатом

Федерико Андахази
М.: Махаон, 2003.
Про что: Книга молодого аргентинца посвящена современнику, однофамильцу и в некотором смысле коллеге знаменитого Христофра Колумба - медика Матео Колумбу или, как его еще называют Колону. "Америка", найденная анатомом Колоном в эпоху массовых открытий, находится гораздо ближе Колумбовой - в женском теле. Однако ее открытие оказалось намного более опасным, скандальным и даже трагичным.
Читать книгу на Lib.km.ru
"+" ПОНРАВИЛОСЬ "-" НЕ ПОНРАВИЛОСЬ
Глубоко и серьезно.
Почти революционно.
Изящно написано.
Жестоко.
Может быть неверно истолковано.
Все умерли.
Открытие, сделанное Матео Колоном, разумеется, - женский клитор, Amor Veneris, как назвал его ученый, источник удовольствия и, по предположению анатома, гнездилище всей эмоциональной жизни женщины. Причина, по которой он начал его искать, - неразделенная любовь к стервозной венецианской куртизанке и желание обрести власть над женским сердцем. Итог открытия - вывод, что у женщины отсутствует душа и множество смертей, в том числе самого первооткрывателя.
Ни для кого не секрет, что на тему человеческой интимной жизни и всяческих гениталий в силу многовековой и даже многотысячелетней традиции наложено табу. Та же самая традиция, вытесняя эту тему из сферы "приличного" и "серьезного", полностью отдает ее сфере "удовольствия". Скандальность и революционность Андахази совсем не в том, что половые органы у него являются героем художественного произведения - это много раз делали и до него, а в том, что он сделал их героем не какой-нибудь литературной “возбуждалки”, а подлинно глубокой человеческой и социальной драмы.
Шокирует скорее то, что тон романа самый отстраненный. Писатель старательно подделывается под автора какого-нибудь исторического или культорологического сочинения, то и дело приводя выдержки из соответствующих теме трудов, употребляя разные наукообразные термины вроде слова "дуализм" и излагая историю одного из открытий Эпохи Возрождения, как бы беспристрастно. Он намеренно оставляет взгляд и оценки, свойственные нашему времени, снаружи повествования, давая голос самой эпохе: герои говорят цитатами из докуметнов, а все комментарии остаются за скобками. Трагичная история теряет все черты развлекательного фикшна и делается суровой притчей.
Это драма о так называемом гендерном аспекте, а проще говоря, о взаимоотношениях мужчин и женщин - об агрессивном открывательском пафосе первых и об их стремлении к безграничной власти и о внутренней независимости вторых. Мужчины насильственно насаждают повсюду, как на новооткрытых континентах, так и в ближней “терра инкогнита” - женском теле, свою цивилизацию, застолбляя и присваивая себе все, что находят, не считаясь ни с правами аборигенов открытых континентов, ни с правами владелиц органов удовольствия и эмоциональной власти. Женщины, которым мужчины приписали сплошь материально-механистическую природу и отсутствие духовных стремлений, подобно аборигенам, объявляют партизанскую войну и лишают себя источника сексуального наслаждения, наотрез отказываясь кому-либо принадлежать.
Словно некая аллегорическая фигура складывается мучительный любовный треугольник - злая и несчастная куртизанка Мона София, любящий ее анатом и добродетельная и несчастная аристократка Инес, любящая анатома. Естественно, все умирают. Первая – от сифилиса, второй кончает самоубийством, а третья – на костре. И все это – из-за злосчастного Amor Veneris, казалось бы, данного природой исключительно для удовольствия. Как они до жизни такой дошли, так сразу и не объяснишь – лучше книгу прочесть. Тем более что оно того, безусловно, стоит.
Комментарии читателей Оставить комментарий