Шишкин лес

Александр Червинский
СПб.: Амфора, 2004.
Про что: Вот уже более ста лет в подмосковном поселке Шишкин Лес бок о бок живут два семейства – Николкины и Левко. Род первых начат великим русским композитором Иваном Черновым и принес чуть ли не всех самых прославленных русских и советских художников, писателей и режиссеров; вторые же происходят от крепостного денщика композитора Чернова, а знаменит их род в основном дельцами и генералами КГБ.
За что русский русского ненавидит?
Долгая история родов, переплетенных друг с другом, отмечена всем, чем только можно – и завистью, и взаимопомощью, и ненавистью, и любовью. Пройдя через множество щекотливых и опасных моментов, все Левко и Николкины все же как-то ухитрились остаться не только живыми и здоровыми, но и более или менее добрыми соседями.
Семейный, поколенческий роман Червинского, полный трагикомичных, неоднозначных, но всегда очень жизненных ситуаций, хорош и сам по себе, но особенный смак ему придает прямо-таки бросающееся в глаза сходство семьи Черновых-Полонских-Николкиных с другой известнейшей русско-советской семьей. Зять композитора Чернова, художник Полонский, в молодости отметился как будетлянин, а при советской власти стал штатным портретистом ЦК. Зятя художника Полонского зовут Степа, он в прошлом обэриут, а в последствии прославился как детский поэт, автор поэмы «Тетя Поля», его еще постоянно путают с Агнией Барто. Оба сына Степы Николкина – известные режиссеры: кинорежиссер Алексей под старость лет ударился в политику, а театральный режиссер Максим еще в годы застоя стал невозвращенцем и с тех пор трудится в Англии.
Вам они никого не напоминают?
Тем не менее, историей семьи Михалковых-Кончаловских роман считать нельзя. А то бы они, наверное, крепко обиделись – уж очень безжалостно их трактует автор. Талантливые, но редкостные приспособленцы. Время от времени Николкиных притесняют их антагонисты Левко, но в этом они, пожалуй, виноваты сами. По слухам, основатель Николкинского рода композитор Чернов все свои знаменитые музыкальные произведения украл у своего не знавшего музыкальной грамоты денщика. А денщик Левко, в свою очередь, плевал ему в суп и, вполне возможно, был настоящим отцом его дочери Чернова.
Вот такая вот запутанная история. Подобными густо замешанными перипетиями наполнены все четыреста пятьдесят страниц текста, и понять, кто что кому должен и кто перед кем виноват, не представляется возможным.
Апофеозом отношений Левко и Николкиных, олицетворяющих множество истинно русских крайности – «интеллигенцию» и «народ», «культуру» и «быдло», «чванливость» и «зависть», «приспособленчество» и «стукачество» - становится загадочное убийство Алексей Николкина (как бы Никиты Михалкова), расследовать которое берется его восьмидесяти-с-лишним-летний отец Степа. Главные подозреваемые – Левко, но нужно еще разобраться, так ли это.
Изначально сюжет о судьбе нескольких поколений людей, живших в России двадцатого века, готовился для фильма. Плохо или хорошо то, что такого фильма пока нет, сказать трудно. С одной стороны, кино могло бы получиться шикарное: правдивое, глубокое, очень национальное и, главное, позитивное. А еще лучше – сериал, чтобы растянуть удовольствие и чтобы посмотреть его могли все россияне. Но с другой – совершенно непонятно, кто бы взялся снимать такое сильное, мощное и, скорее всего, дорогостоящее кино. Но хочется верить, что фильм «Шишкин лес» все-таки когда-нибудь снимут, и он станет знаком национального возрождения отечественного кино.
Читать книгу на Lib.km.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий