]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России → История
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги

«Апостол» всея Руси отмечает юбилей

12:51 14.03.2009
, Юрий Филатов

455 лет назад в Москве Иваном Федоровым была напечатана официально первая русская книга «Апостол»

«Мы работали по воле Господа нашего Иисуса Христа и слово Его по вселенной сеяли», – отчитался перед потомками в Послесловии к «Апостолу», первой русской печатной книге, ее создатель – первопечатник Иван Федоров.

А увидела эта книга свет ровно 445 лет назад – 1 марта по старому стилю (14 марта по новому стилю) 1564 года. Так что сегодня, 14 марта, мы как благодарные потомки должны вновь в пояс поклониться друкарю (так величали в то время печатных дел мастеров) Ивану Федорову и его соратнику Петру Мстиславцу, чьими трудами Россия стала приобщаться к плодам просвещения.

Правда, справедливости ради надо сказать, что печатные книги стали выходить в Москве еще раньше – в начале 1550-х. В настоящее время известны следующие издания, возраст которых ученые вычислили по результатам анализа бумаги, вкладным и владельческим записям, орнаментике, расположению шрифта, строк: «Четвероевангелие» (1553-1554), «Триодь Постная» (1555-1556), «Триодь Цветная» (1556-1557), «Четвероевангелие» (1558-1559), «Псалтырь» (1559-1560), «Четвероевангелие» (1563-1564), «Псалтырь» (1564-1565). Экспертами точно установлено, что они были напечатаны в Москве. Но вот выходные данные (кто и когда их издал) в этих книгах отсутствуют. Поэтому принято считать, что в эти годы в Москве уже функционировала Анонимная типография. Нет, не подумайте, что она была подпольной – по некоторым историческим данным, ее даже курировали, как сейчас принято говорить, московский митрополит Макарий и духовник русского царя игумен Сильвестр. Но напечатанные этой типографией книги, тем не менее, никак не датировались, что дает основание считать официальным началом книгопечатания в России выход в свет именно «Апостола» Ивана Федорова.

И первая же «официальная» книга России получалась настоящим полиграфическим шедевром. Как отмечается на страницах сайта [http://home-edu.ru/pages/filippova/urok2-20/texts20.htm home-edu.ru], фронтиспис 267-страничного «Апостола», напечатанного красивым полууставом, украшен миниатюрой с изображением апостола Луки. С 20 досок в книге воспроизведено 46 заставок, еще с 5 досок были изготовлены 22 инициала. Великолепный лиственный орнамент книги ранее не встречался ни в одной рукописной или печатной книге.

Откуда же взялся в Москве в то время Иван Федоров? По иронии истории, несмотря на то, что он тиражировал знания о других людях, многие факты его личной биографии либо очень лаконичны, либо вовсе невыяснены. Как сообщает сайт [http://www.rusidea.org/) «Русская идея»], Иван Федоров учился в университете в Кракове, в юности жил и работал в Малороссии, был известен как пушечный мастер (изобрел многоствольную мортиру).

По приезде в Москву будущий первопечатник оказался в окружении митрополита Макария и получил должность дьякона в церкви Николы Гостунского в Кремле. Принимал участие в работе комиссии по исправлению рукописных церковных книг (устранению разночтений и еретических вставок – наследия жидовствующих и других еретиков).

Книгопечатание на территориально расширявшейся Руси было вызвано потребностью снабжения строящихся храмов богослужебной литературой с выправленными каноническими текстами. Второй причиной была необходимость предотвратить распространение с Запада дешевой и массовой печатной униатской литературы, поставить преграду католической экспансии на Восток.

Издание печатных книг к тому времени уже не было большим новшеством. На Западной Руси первые печатные книги на кириллице распространились в начале XVI века благодаря Франциску Скорине. Но непосредственно в России книгопечатание появилось лишь с созданием вышеупомянутой Анонимной типографии.

В 1563 по приказу царя Иоанна Васильевича IV в столице началось строительство Государственного печатного двора на Никольском крестце (теперь – Никольская улица рядом с Кремлем). Иван Федоров быстро освоил тонкости типографского искусства в типографии и взял в подручные Петра Тимофеева сына Мстиславца и Марушу Нефедьева.

19 апреля 1563 года «хитрыи мастеры печатному делу» Иван Федоров и Петр Мстиславец начали работу над своей первой книгой – «Деяниями и посланиями святых Апостолов» (которую ныне сокращенно именуют «Апостол»). Работа эта длилась около года. И вот 1 марта 1564 года первой государственной типографией в Москве была датирована первая московская многотиражная печатная книга. Сам первопечатник провел большую текстологическую и редакторскую работу над ней, оформил по всем правилам полиграфического искусства того времени. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа (ведущего оформителя русской рукописной книги начала XVI в.), заимствовав внешнее оформление у русской миниатюры, Иван Федоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы (в начале абзацев), набрал ее полууставным шрифтом, разработанным на основе рукописного московского письма середины XVI века.

Вслед за «Деяниями св. Апостолов» Федоров и Мстиславец напечатали в Москве Учительное Евангелие, в 1565 г. – два издания «Часовника» (Часослова) – тоже богослужебной книги, содержащей молитвословия и песнопения для ежедневных церковных служб. Она стала использоваться как учебная книга для обучения чтению. Тиражи в несколько сот экземпляров считались по тем временам большими.

Отношение к новшеству вызвало протест значительной группы духовенства. Ведь рукописное создание богослужебных книг обычно торжественно начиналось как важное духовное дело после молитв и омовений; бездушный же типографский станок воспринимался поначалу как нечто бездуховное и подозрительное. Кроме того, труд монахов-переписчиков становился невыгодным: станок позволял печатать книги быстрее и дешевле. Поскольку же главный защитник Ивана Федорова – митрополит Макарий в 1563 году умер, первопечатники остались без покровительства. В 1566 году в их типографии произошел пожар (возможно, следствие поджога), и они решили покинуть Московию. Возможно, причиной их эмиграции был также крутой поворот (начало опричных расправ в 1565 году) в поведении царя Иоанна, вскоре получившего прозвище Грозного.

Первопечатники перебрались в русскоязычную тогда Литву, забрав с собой 35 гравированных досок. Литва как раз в эти годы объединялась с Польшей в Речь Посполитую. Будучи радушно принятым польским королем Сигизмундом, Иван Федоров нашел пристанище у польского гетмана Ходкевича, мецената и просветителя, который в своем имении Заблудове (недалеко от Гродно в Белостоцком воеводстве) основал типографию. В первой напечатанной за пределами Московской Руси книге – «Учительном Евангелии» (Заблудовском) 1568 года печатники именуют себя «Иваном Федоровичем Москвитиным» и «Петром Тимофеевичем Мстиславцем». Кстати, за пределами Московской Руси Иван Федоров всюду называл себя «москвитином». В 1569 году Петр Мстиславец уехал в Вильно, где завел свою типографию, а Иван Федоров продолжал работать в Заблудово, издав «Псалтырь» с «Часословцем» (1570).

Книгопечатание было затратным делом. Когда обедневший к началу 1570-х годов Ходкевич не смог оказывать материальную поддержку книгоизданию, Федоров принял решение уехать во Львов. Здесь в 1573 г. «друкарь москвитин» организовал уже собственную типографию и в 1574 г. сумел переиздать «Апостола» в количестве более 1000 экземпляров, приложив к изданию собственное послесловие, фрагмент которого был выше процитирован.

В том же году во Львове Федоровым был издан первый русский печатный букварь с грамматикой – «Азбука», по его словам, «для пользы русского народа». (Единственный экземпляр «Азбуки» И. Федорова обнаружен в 1939 г., ныне находится в США в библиотеке Гарвардского университета).

Вскоре Иван Федоров воспользовался предложением одного из весьма родовитых князей Речи Посполитой, Константина Острожского, устроить новую типографию в главном городе его владений – Остроге на Волыни. Около 1580 года по инициативе этого князя там была открыта «Острожская академия семи свободных наук», в которой преподавался и церковнославянский язык. По предложению и при поддержке князя Иван Федоров в 1580-1581 гг. издал тут второе издание «Азбуки», напечатал Новый завет с «Псалтырью», помещая на обороте титульного листа книги герб князя Острожского.

Здесь же Федоровым была издана знаменитая «Острожская Библия» – первая полная Библия на церковнославянском языке. Отпечатанная крупным, новым для того времени шрифтом, на 628 листах, она являла собой шедевр технического исполнения и художественного вкуса (до наших дней дошло около 300 ее экземпляров). Доски Ивана Федорова с разработанным им для этой книги шрифтом хранились долго у его последователей уже после его смерти, а некоторые из них были в рабочем состоянии еще в течение почти 200 лет.

5 декабря 1583 года Иван Федоров умер. Похоронен он во Львове в Свято-Онуфриевском монастыре. В 1977 году здесь был открыт музей Федорова, но в 1990 году монастырь попал в руки монахов-базилиан, которые этот музей ликвидировали.

В 1909 году в центре Москвы, рядом с Китайгородской стеной, где в XVI веке находился Государев печатный двор, был воздвигнут памятник Ивану Федорову (скульптор – С.М. Волнухин). В 1998 году на Московском подворье Троицко-Сергиевской лавры была освящена икона, изображающая митрополита Макария и первопечатника диакона Ивана Федорова рядом с типографским станком. Это – первое изображение печатной машины и первопечатника на православной иконе, сообщает «Русская идея».

Темы: Искусство и культура, Общественно-политическая жизнь в России, Праздничные дни и памятные даты в России
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0
Сообщить об ошибке на info@corp.km.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 16.03.2009, 12:17
    Гость: Опоздавший

    Мавру (00:33) по поводу Вассермана.
    Историю конечно знать надо. Но важнее не кто мы были, а кто мы есть. Что есть сейчас западенство на Украине?
    Полный развал государства и коллапс национальной культуры - вся эта ахинея про укров - это даже не стыдно, а просто жалко.
    По поводу Ивана Федорова - Стыд и срам великий в том, что Государь всея Руси Иван Четвертый не сберег печатный двор, а занялся полическими конъюктурами - опричниной и прочим. Государь всеж таки, а не какой-то там Мазепа, прости Господи.
    Надо сказать, что хотя Русь и отстала от Европы лет на двести в книгопечатнии, пыжится и Европе особо не стоит.
    Я сам видел в этнографиеском музее Южной Кореи печатные шрифты и станок для печати распоряжений деревенского старосты
    возрастом аж 400 лет ДО Рождества Христова. Уже тогда там была поголовная грамотность и обязательное всеобщее образование для мальчиков. О печатных книгах и говорить не надо - они были обыденностью...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 16.03.2009, 10:05
    Гость:

    2 14.03.2009 17:27Хохол Шнайдер Конечно, сохранился. А пому бы и нет? Во Львове гордятся Фёдоровым- украинцы вырастили, обучили его и отправили просвещать диких москалей, и что из этого получилось?:)) Пришлось бедолаге обратно сбежать:)) Музей имени Фёдорова во Львове также остался, экспозицию расширили, только в другое место перенесли, Адрес: г. Львов, ул. Коперника, 15а. Будете во Львове, заходите:((...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 15.03.2009, 15:59
    Гость: Сохатый

    Мавру.Про Вассермана первый раз слышу. Тем более повторять,что-то за вассерманами мне западло.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 15.03.2009, 01:56
    Гость:

    Мавру
    "не повторяй за Вассерманом его ахинею."
    *
    У вас альтернативная Вассерману версия? Излагайте, если только это не из свидомитского учебника - оттуда уже на хохмы все разошлось.:))

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 15.03.2009, 00:33
    Гость: мавр.

    -сохатому-не повторяй за Вассерманом его ахинею.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (11)
]]>
]]>
Выбор читателей
«Действия Турции показывают, что она перестает быть не только партнером, но даже попутчиком России»
«Из "партнеров" американцы официально превратились в "противников"»
«События в США в 60-е годы 19 века и события в СССР в конце 80-х годов 20 века очень похожи. И там, и там – кризис целостности»
Главный аргумент – бейсбольная бита. Мигранты вытесняют русских с дорог и из бизнеса
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Без консервантов, ГМО и перспектив: что не так с законом об органической продукции
ТОП-7 вариантов инвестирования небольшой суммы
Валерия: «Истинная красота – в глазах человека!»
Ответственность поручителя по кредиту
«Лолы» и «фейки»: спасет ли наше правительство русский язык?
Зачем России новая орбитальная космическая станция
«Очевидно, что Крым никогда не проявлял желания перейти из состава России в состав Украины. Его не спрашивали ни в 1954, ни в 1991 году»
Оружие будущего создается сегодня
Избавляемся от флюса народными методами
«Вновь ужесточились правила ношения масок. Почему это происходит?»
Охота на тупиковые ветки: в гибели группы Дятлова виноваты американцы?