]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России → История
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«Апостол» всея Руси отмечает юбилей

12:51 14.03.2009
, Юрий Филатов

455 лет назад в Москве Иваном Федоровым была напечатана официально первая русская книга «Апостол»

«Мы работали по воле Господа нашего Иисуса Христа и слово Его по вселенной сеяли», – отчитался перед потомками в Послесловии к «Апостолу», первой русской печатной книге, ее создатель – первопечатник Иван Федоров.

А увидела эта книга свет ровно 445 лет назад – 1 марта по старому стилю (14 марта по новому стилю) 1564 года. Так что сегодня, 14 марта, мы как благодарные потомки должны вновь в пояс поклониться друкарю (так величали в то время печатных дел мастеров) Ивану Федорову и его соратнику Петру Мстиславцу, чьими трудами Россия стала приобщаться к плодам просвещения.

Правда, справедливости ради надо сказать, что печатные книги стали выходить в Москве еще раньше – в начале 1550-х. В настоящее время известны следующие издания, возраст которых ученые вычислили по результатам анализа бумаги, вкладным и владельческим записям, орнаментике, расположению шрифта, строк: «Четвероевангелие» (1553-1554), «Триодь Постная» (1555-1556), «Триодь Цветная» (1556-1557), «Четвероевангелие» (1558-1559), «Псалтырь» (1559-1560), «Четвероевангелие» (1563-1564), «Псалтырь» (1564-1565). Экспертами точно установлено, что они были напечатаны в Москве. Но вот выходные данные (кто и когда их издал) в этих книгах отсутствуют. Поэтому принято считать, что в эти годы в Москве уже функционировала Анонимная типография. Нет, не подумайте, что она была подпольной – по некоторым историческим данным, ее даже курировали, как сейчас принято говорить, московский митрополит Макарий и духовник русского царя игумен Сильвестр. Но напечатанные этой типографией книги, тем не менее, никак не датировались, что дает основание считать официальным началом книгопечатания в России выход в свет именно «Апостола» Ивана Федорова.

И первая же «официальная» книга России получалась настоящим полиграфическим шедевром. Как отмечается на страницах сайта [http://home-edu.ru/pages/filippova/urok2-20/texts20.htm home-edu.ru], фронтиспис 267-страничного «Апостола», напечатанного красивым полууставом, украшен миниатюрой с изображением апостола Луки. С 20 досок в книге воспроизведено 46 заставок, еще с 5 досок были изготовлены 22 инициала. Великолепный лиственный орнамент книги ранее не встречался ни в одной рукописной или печатной книге.

Откуда же взялся в Москве в то время Иван Федоров? По иронии истории, несмотря на то, что он тиражировал знания о других людях, многие факты его личной биографии либо очень лаконичны, либо вовсе невыяснены. Как сообщает сайт [http://www.rusidea.org/) «Русская идея»], Иван Федоров учился в университете в Кракове, в юности жил и работал в Малороссии, был известен как пушечный мастер (изобрел многоствольную мортиру).

По приезде в Москву будущий первопечатник оказался в окружении митрополита Макария и получил должность дьякона в церкви Николы Гостунского в Кремле. Принимал участие в работе комиссии по исправлению рукописных церковных книг (устранению разночтений и еретических вставок – наследия жидовствующих и других еретиков).

Книгопечатание на территориально расширявшейся Руси было вызвано потребностью снабжения строящихся храмов богослужебной литературой с выправленными каноническими текстами. Второй причиной была необходимость предотвратить распространение с Запада дешевой и массовой печатной униатской литературы, поставить преграду католической экспансии на Восток.

Издание печатных книг к тому времени уже не было большим новшеством. На Западной Руси первые печатные книги на кириллице распространились в начале XVI века благодаря Франциску Скорине. Но непосредственно в России книгопечатание появилось лишь с созданием вышеупомянутой Анонимной типографии.

В 1563 по приказу царя Иоанна Васильевича IV в столице началось строительство Государственного печатного двора на Никольском крестце (теперь – Никольская улица рядом с Кремлем). Иван Федоров быстро освоил тонкости типографского искусства в типографии и взял в подручные Петра Тимофеева сына Мстиславца и Марушу Нефедьева.

19 апреля 1563 года «хитрыи мастеры печатному делу» Иван Федоров и Петр Мстиславец начали работу над своей первой книгой – «Деяниями и посланиями святых Апостолов» (которую ныне сокращенно именуют «Апостол»). Работа эта длилась около года. И вот 1 марта 1564 года первой государственной типографией в Москве была датирована первая московская многотиражная печатная книга. Сам первопечатник провел большую текстологическую и редакторскую работу над ней, оформил по всем правилам полиграфического искусства того времени. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа (ведущего оформителя русской рукописной книги начала XVI в.), заимствовав внешнее оформление у русской миниатюры, Иван Федоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы (в начале абзацев), набрал ее полууставным шрифтом, разработанным на основе рукописного московского письма середины XVI века.

Вслед за «Деяниями св. Апостолов» Федоров и Мстиславец напечатали в Москве Учительное Евангелие, в 1565 г. – два издания «Часовника» (Часослова) – тоже богослужебной книги, содержащей молитвословия и песнопения для ежедневных церковных служб. Она стала использоваться как учебная книга для обучения чтению. Тиражи в несколько сот экземпляров считались по тем временам большими.

Отношение к новшеству вызвало протест значительной группы духовенства. Ведь рукописное создание богослужебных книг обычно торжественно начиналось как важное духовное дело после молитв и омовений; бездушный же типографский станок воспринимался поначалу как нечто бездуховное и подозрительное. Кроме того, труд монахов-переписчиков становился невыгодным: станок позволял печатать книги быстрее и дешевле. Поскольку же главный защитник Ивана Федорова – митрополит Макарий в 1563 году умер, первопечатники остались без покровительства. В 1566 году в их типографии произошел пожар (возможно, следствие поджога), и они решили покинуть Московию. Возможно, причиной их эмиграции был также крутой поворот (начало опричных расправ в 1565 году) в поведении царя Иоанна, вскоре получившего прозвище Грозного.

Первопечатники перебрались в русскоязычную тогда Литву, забрав с собой 35 гравированных досок. Литва как раз в эти годы объединялась с Польшей в Речь Посполитую. Будучи радушно принятым польским королем Сигизмундом, Иван Федоров нашел пристанище у польского гетмана Ходкевича, мецената и просветителя, который в своем имении Заблудове (недалеко от Гродно в Белостоцком воеводстве) основал типографию. В первой напечатанной за пределами Московской Руси книге – «Учительном Евангелии» (Заблудовском) 1568 года печатники именуют себя «Иваном Федоровичем Москвитиным» и «Петром Тимофеевичем Мстиславцем». Кстати, за пределами Московской Руси Иван Федоров всюду называл себя «москвитином». В 1569 году Петр Мстиславец уехал в Вильно, где завел свою типографию, а Иван Федоров продолжал работать в Заблудово, издав «Псалтырь» с «Часословцем» (1570).

Книгопечатание было затратным делом. Когда обедневший к началу 1570-х годов Ходкевич не смог оказывать материальную поддержку книгоизданию, Федоров принял решение уехать во Львов. Здесь в 1573 г. «друкарь москвитин» организовал уже собственную типографию и в 1574 г. сумел переиздать «Апостола» в количестве более 1000 экземпляров, приложив к изданию собственное послесловие, фрагмент которого был выше процитирован.

В том же году во Львове Федоровым был издан первый русский печатный букварь с грамматикой – «Азбука», по его словам, «для пользы русского народа». (Единственный экземпляр «Азбуки» И. Федорова обнаружен в 1939 г., ныне находится в США в библиотеке Гарвардского университета).

Вскоре Иван Федоров воспользовался предложением одного из весьма родовитых князей Речи Посполитой, Константина Острожского, устроить новую типографию в главном городе его владений – Остроге на Волыни. Около 1580 года по инициативе этого князя там была открыта «Острожская академия семи свободных наук», в которой преподавался и церковнославянский язык. По предложению и при поддержке князя Иван Федоров в 1580-1581 гг. издал тут второе издание «Азбуки», напечатал Новый завет с «Псалтырью», помещая на обороте титульного листа книги герб князя Острожского.

Здесь же Федоровым была издана знаменитая «Острожская Библия» – первая полная Библия на церковнославянском языке. Отпечатанная крупным, новым для того времени шрифтом, на 628 листах, она являла собой шедевр технического исполнения и художественного вкуса (до наших дней дошло около 300 ее экземпляров). Доски Ивана Федорова с разработанным им для этой книги шрифтом хранились долго у его последователей уже после его смерти, а некоторые из них были в рабочем состоянии еще в течение почти 200 лет.

5 декабря 1583 года Иван Федоров умер. Похоронен он во Львове в Свято-Онуфриевском монастыре. В 1977 году здесь был открыт музей Федорова, но в 1990 году монастырь попал в руки монахов-базилиан, которые этот музей ликвидировали.

В 1909 году в центре Москвы, рядом с Китайгородской стеной, где в XVI веке находился Государев печатный двор, был воздвигнут памятник Ивану Федорову (скульптор – С.М. Волнухин). В 1998 году на Московском подворье Троицко-Сергиевской лавры была освящена икона, изображающая митрополита Макария и первопечатника диакона Ивана Федорова рядом с типографским станком. Это – первое изображение печатной машины и первопечатника на православной иконе, сообщает «Русская идея».

Темы: Искусство и культура, Общественно-политическая жизнь в России, Праздничные дни и памятные даты в России
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 16.03.2009, 12:17
    Гость: Опоздавший

    Мавру (00:33) по поводу Вассермана.
    Историю конечно знать надо. Но важнее не кто мы были, а кто мы есть. Что есть сейчас западенство на Украине?
    Полный развал государства и коллапс национальной культуры - вся эта ахинея про укров - это даже не стыдно, а просто жалко.
    По поводу Ивана Федорова - Стыд и срам великий в том, что Государь всея Руси Иван Четвертый не сберег печатный двор, а занялся полическими конъюктурами - опричниной и прочим. Государь всеж таки, а не какой-то там Мазепа, прости Господи.
    Надо сказать, что хотя Русь и отстала от Европы лет на двести в книгопечатнии, пыжится и Европе особо не стоит.
    Я сам видел в этнографиеском музее Южной Кореи печатные шрифты и станок для печати распоряжений деревенского старосты
    возрастом аж 400 лет ДО Рождества Христова. Уже тогда там была поголовная грамотность и обязательное всеобщее образование для мальчиков. О печатных книгах и говорить не надо - они были обыденностью...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 16.03.2009, 10:05
    Гость:

    2 14.03.2009 17:27Хохол Шнайдер Конечно, сохранился. А пому бы и нет? Во Львове гордятся Фёдоровым- украинцы вырастили, обучили его и отправили просвещать диких москалей, и что из этого получилось?:)) Пришлось бедолаге обратно сбежать:)) Музей имени Фёдорова во Львове также остался, экспозицию расширили, только в другое место перенесли, Адрес: г. Львов, ул. Коперника, 15а. Будете во Львове, заходите:((...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 15.03.2009, 15:59
    Гость: Сохатый

    Мавру.Про Вассермана первый раз слышу. Тем более повторять,что-то за вассерманами мне западло.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 15.03.2009, 01:56
    Гость:

    Мавру
    "не повторяй за Вассерманом его ахинею."
    *
    У вас альтернативная Вассерману версия? Излагайте, если только это не из свидомитского учебника - оттуда уже на хохмы все разошлось.:))

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 15.03.2009, 00:33
    Гость: мавр.

    -сохатому-не повторяй за Вассерманом его ахинею.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (11)
]]>
]]>
Выбор читателей
Россиянам напомнили о штрафах за загорание на балконе в нижнем белье
80 лет с начала работы Потсдамской конференции: зачем рушат итоги Потсдама?
Зачем генерал Донахью пригрозил «снести с лица земли» Калининград
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Дожили! Мы же это все проходили»: Калягин выступил против мер по контролю над культурой
«К сожалению, одна из бед России – это плата жизнями своих лучших сынов за очередного "братушку"»
Своенравный и обаятельный Питер Фальк
Клейзавод «Кубики» (компакт-кассета)
Ода летчикам-испытателям «Король неба» ворвалась на российские широкие экраны
Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва мигрантам отдана?
«Как мы, потомки победителей, могли это допустить?» Деятели культуры бьют тревогу из-за обязательной вакцинации
«Калинов мост» завел новую концертную традицию
Карина Кожевникова и Круглый Бэнд «Polyphonic Circle»
Русскiй Рено и «оптимизация» отечественного автоинжиниринга
«Яма, в которую Лукашенко затягивает Россию»: доверие белорусов к русским резко снизилось
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.