Борт № 1

16:31 7.04.2011
Борт № 1
Борт № 1

«Восток» – наименование серии советских космических кораблей, предназначенных для полетов по околоземной орбите

«Восток» – наименование серии советских космических кораблей, предназначенных для полетов по околоземной орбите. Космические корабли этой серии создавались под руководством генерального конструктора ОКБ-1 Сергея Павловича Королева с 1958 по 1963 гг. Первый пилотируемый «Восток», запуск которого состоялся 12 апреля 1961 года, стал одновременно и первым в мире космическим аппаратом, позволившим осуществить полет человека в космос.

Если первый «Восток», пилотируемый Юрием Гагариным, совершил только один оборот вокруг Земли, облетев нашу планету за 108 минут, то полет корабля «Восток-5» с космонавтом Валерием Быковским на борту продолжался уже около пяти суток. За это время корабль и космонавт обогнули Землю 81 раз.

Начало работ

Михаил Клавдиевич Тихонравов, работавший в ОКБ-1, начал работу по созданию пилотируемого космического корабля весной 1957 года. В апреле того же года был подготовлен план проектных исследований, предусматривающий, помимо прочего, создание пилотируемого корабля-спутника. В период с сентября 1957 по январь 1958 гг. проводились исследования различных схем спускаемых аппаратов для возвращения с орбиты ИСЗ.

Все это позволило уже к апрелю 1958 года определить основные черты будущего аппарата. В проекте фигурировала масса от 5 до 5,5 тонн, ускорение при входе в атмосферу от 8 до 9 G, сферический спускаемый аппарат, поверхность которого должна была нагреваться при входе в атмосферу от 2000 до 3500 градусов Цельсия. Вес теплозащиты должен был составить от 1,3 до 1,5 тонн, а предположительная точность приземления – 100-150 км, рабочая высота полета корабля – 250 км. При возвращении на высоте от 10 до 8 км предусматривалось катапультирование пилота корабля.

В середине августа 1958 года был подготовлен отчет, обосновывающий возможность принятия решения о развертывании опытно-конструкторских работ, и уже осенью начата работа по подготовке конструкторской документации. В мае 1959 года был подготовлен отчет, содержащий баллистические расчеты по спуску с орбиты.

22 мая 1959 года результаты работ были закреплены в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 569-264 о разработке экспериментального корабля-спутника, где были определены основные цели и назначены исполнители. Изданное 10 декабря 1959 года постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1388-618 «О развитии исследований космического пространства» утвердило главную задачу – осуществление полета человека в космос.

К апрелю 1960 года был разработан эскизный проект корабля-спутника «Восток-1», представленного как экспериментальный аппарат, предназначенный для отработки конструкции и создания на его основе спутника-разведчика «Восток-2» и пилотируемого космического корабля «Восток-3». Порядок создания и сроки запуска кораблей-спутников были определены постановлением ЦК КПСС № 587-238 «О плане освоения космического пространства» от 4 июня 1960 года.

Беспилотные корабли-спутники

К лету 1960 года была завершена разработка и начаты комплексные испытания космического корабля. Уже 15 мая 1960 года был осуществлен запуск первого корабля-спутника. Упрощенный вариант корабля не имел тепловой защиты, систем жизнеобеспечения и приземления. Главной задачей запуска являлась проверка работы основных систем. Из-за неисправности в системе ориентации при включении тормозной двигательной установки корабль перешел на более высокую орбиту, где и произошло отделение спускаемого аппарата.

28 июля 1960 года выполнен запуск второго корабля-спутника с подопытными животными на борту (собаки Чайка и Лисичка). Вследствие аварии ракеты-носителя корабль на орбиту не вышел.

Первый полностью успешный запуск корабля-спутника состоялся 19 августа 1960 года: подопытные животные (собаки Белка и Стрелка, мыши), насекомые, растения и другие биологические объекты успешно вернулись на Землю в спускаемом аппарате корабля.

11 октября 1960 года постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1110-462 определило запуск космического корабля с человеком на борту как задачу особого назначения и наметило срок подобного запуска – декабрь 1960 года.

Тем временем 1 декабря 1960 года был выполнен запуск четвертого корабля-спутника, совершившего успешный орбитальный полет. Однако из-за аварии в работе тормозной двигательной установке и спуска в нерасчетном районе спускаемый аппарат с собаками Пчелкой и Мушкой был подорван.

22 декабря 1960 года состоялся запуск пятого корабля. Авария ракеты-носителя на позднем этапе запуска привела к аварийному отделению спускаемого аппарата с собаками Кометой и Шуткой, который совершил суборбитальный полет и нормально приземлился.

9 марта 1961 года состоялся первый запуск модифицированного корабля, разрабатываемого уже для полета человека. На его борту находились манекен человека («Иван Иванович»), собака Чернушка и другие подопытные животные. Программа полета была полностью выполнена.

25 марта 1961 года выполнен еще один запуск корабля с аналогичной программой полета. Спускаемый аппарат с собакой Звездочкой успешно приземлился, а манекен в соответствии с планом полета был катапультирован. Запуск стал завершающей проверкой космического корабля перед полетом человека.

Пилотируемые космические корабли

12 апреля 1961 года в 9:06 мск с космодрома Байконур стартовал первый космический корабль «Восток» с человеком на борту. Корабль пилотировал летчик-космонавт Ю.А. Гагарин. За 108 минут корабль совершил один виток вокруг Земли и выполнил посадку недалеко от деревни Смеловка Терновского района Саратовской области.

Всего, начиная с 1960 года, было запущено 6 беспилотных аппаратов. Вместе с состоявшимися в дальнейшем шестью пилотируемыми полетами по программе «Восток» было запущено 12 космических кораблей.

Модификации

Официальное постановление о начале разработки корабля «Восток» было принято 22 мая 1959 года. В эскизном проекте описывались три модификации космического аппарата:

• «Восток-1» (1К) – корабль-прототип, использовался для проверки основных систем и отработки элементов конструкции;
• «Восток-2» (2К) – корабль-прототип, использовался в качестве спутника фотоэлектронной разведки, в дальнейшем получил наименование «Зенит-2»;
• «Восток-3» (3К) – пилотируемый космический корабль.

Устройство космического корабля

Общая масса космического корабля достигала 4,73 тонны, длина (без антенн) – 4,4 м, а максимальный диаметр – 2,43 м.

Корабль состоял из сферического спускаемого аппарата массой 2,46 тонны и диаметром 2,3 м, выполняющего также функции орбитального отсека, и конического приборного отсека массой 2,27 тонны и максимальным диаметром 2,43 м. Отсеки механически соединялись между собой при помощи металлических лент и пиротехнических замков. Корабль оснащался системами автоматического и ручного управления, автоматической ориентации на Солнце, ручной ориентации на Землю, жизнеобеспечения (рассчитанной на поддержание внутренней атмосферы, близкой по своим параметрам к атмосфере Земли в течение 10 суток), командно-логического управления, электропитания, терморегулирования и приземления. Для обеспечения задач по работе человека в космическом пространстве корабль снабжался автономной и радиотелеметрической аппаратурой для контроля и регистрации параметров, характеризующих состояние космонавта, конструкции и систем, ультракоротковолновой и коротковолновой аппаратурой для двусторонней радиотелефонной связи космонавта с наземными станциями, командной радиолинией, программно-временным устройством, телевизионной системой с двумя передающими камерами для наблюдения за космонавтом с Земли, радиосистемой контроля параметров орбиты и пеленгации корабля, тормозной двигательной установкой ТДУ-1 и другими системами.

Вес космического корабля вместе с последней ступенью ракеты-носителя составлял 6,17 тонны, а их длина в связке – 7,35 м.

Спускаемый аппарат имел два иллюминатора, один из которых размещался на входном люке, чуть выше головы космонавта, а другой, оснащенный специальной системой ориентации, – в полу у его ног. Космонавт, одетый в скафандр, размещался в специальном катапультируемом кресле. На последнем этапе посадки, после торможения спускаемого аппарата в атмосфере, на высоте 7 км, космонавт катапультировался из кабины и совершал приземление на парашюте. Кроме того, была предусмотрена возможность приземления космонавта внутри спускаемого аппарата. Спускаемый аппарат имел собственный парашют, однако не был оснащен средствами выполнения мягкой посадки, что грозило оставшемуся в нем человеку серьезным ушибом при совместном приземлении.

Аппаратура кораблей «Восток» была выполнена как можно более просто. Маневр возвращения обычно обрабатывался по автоматической команде, передаваемой по радио с Земли. С целью горизонтальной ориентации корабля использовались инфракрасные датчики. Выравнивание вдоль оси орбиты выполнялось при помощи звездных и солнечных датчиков ориентации.

В случае отказа автоматических систем космонавт мог перейти на ручное управление. Это было возможно за счет использования оригинального оптического ориентатора «Взор», установленного на полу кабины. На иллюминаторе размещалась кольцевая зеркальная зона, а на специальном матовом экране были нанесены стрелки, указывающие направление смещения земной поверхности. Когда космический корабль был правильно сориентирован относительно горизонта, все 8 визиров зеркальной зоны освещались солнцем. Наблюдение земной поверхности через центральную часть экрана позволяло контролировать направление полета.

Решить, когда следует начать маневр возвращения, космонавту помогал другой прибор – небольшой глобус с часовым механизмом, который показывал текущее положение корабля над Землей. Зная исходную точку положения, можно было с относительной точностью определить место предстоящей посадки.

Эта ручная система могла быть использована только на освещенной части орбиты. Ночью Земля не могла наблюдаться через «Взор». Автоматическая система ориентации должна была иметь возможность работать в любое время.

Корабли «Восток» не были приспособлены для полетов человека на Луну, а также не допускали возможности полета людей, не прошедших специальной подготовки. Во многом это обуславливалось конструкцией спускаемого аппарата корабля, ласково именуемого «Шариком». Сферическая форма спускаемого аппарата не предусматривала использования двигателей ориентации. Аппарат походил на шар, основной вес которого был сконцентрирован в одной части. Таким образом, при движении по баллистической траектории он автоматически разворачивался тяжелой частью вниз. Баллистический спуск означал восьмикратную перегрузку при возвращении с земной орбиты и двадцатикратную – при возвращении от Луны.

Советские корабли «Восток» и «Восход» (следующее поколение советских кораблей), так же, как американский «Меркурий», не умели выполнять орбитальные маневры, допуская лишь выполнение поворотов относительно основных осей. Повторный запуск двигательной установки не предусматривался, она использовалась лишь с целью выполнения возвратного тормозного маневра. Тем не менее Сергей Павлович Королев перед началом разработки «Союза» рассматривал возможность создания маневренного «Востока». Этот проект подразумевал стыковку корабля со специальными разгонными модулями, что в перспективе позволяло использовать его в задаче по облету Луны. Позднее идея маневренной версии корабля «Восток» была реализована в разведывательных спутниках «Зенит» и «Фотон».

Фото:
epizodsspace.airbase.ru

astronaut.ru

rgantd.ru

Комментарии читателей
]]>
Загрузка...
]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.