]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России → История
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Церковь не может отменить отлучение Льва Толстого

09:43 19.11.2010
, Максим Хрусталев

Поскольку великий писатель сам себя отлучил от православной веры, заявляют в РПЦ

Несмотря на высокую оценку творчества Льва Толстого, отлучение писателя от Православной церкви невозможно снять сегодня, спустя 100 лет после его смерти, поскольку Лев Толстой сам себя от нее отлучил, считает ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов).

Отвечая по благословению Патриарха Кирилла президенту Российского книжного союза Сергею Степашину, о. Тихон напомнил, что Святейший Синод своим решением от 20 февраля 1901 года отлучить Толстого «лишь констатировал уже свершившийся факт: граф Толстой сам отлучил себя от Церкви, полностью порвал с ней, чего он не только не отрицал, но и при всяком удобном случае решительно подчеркивал», – заявил священник в интервью [http://rg.ru/2010/11/18/tolstoy.html «Российской газете»].

Однако прежде чем обвинить Русскую православную церковь в чрезмерной строгости к некогда отлученным, необходимы очень важные уточнения. Вопреки распространенным представлениям, анафема Православной церкви вовсе не тождественна приговору Военной коллегии Верховного суда СССР к высшей мере наказания – после чего лет через 20-40 приговоренного могли «реабилитировать посмертно».

Этот вопрос весьма подробно разъяснял о. Андрей Кураев в своей работе [http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8560 «Сатанизм для интеллигенции»] – правда, не по вопросу Толстого, но по схожей теме. Дело в том, что в 1994 году Архиерейский собор Русской православной церкви объявил, что «(сами) отлучили себя от Православной церкви» в отношении последователей языческих, теософских, оккультных сект и т. н. «новых религиозных движений», и это решение вызвало бурное негодование российской либеральной интеллигенции.

Известный православный миссионер Андрей Кураев, в свою очередь, объяснял, что за вынесенным решением «действительно стоят многовековые традиции нашей Церкви. Во все века долгом Церкви было соизмерять религиозные доктрины, время от времени возникающие близ церковных стен, с изначала преданным ей апостольским учением. Церковь не судит чужих, но она не может молчать, когда под ее именем, под именем христианства перевирают и попирают святыни ее веры. Если предпринята попытка от имени Евангелия, от имени апостольской Церкви распространять взгляды, с апостольским преданием несовместимые, Церковь должна предупредить людей, дорожащих Христовой вестью, о подделке. Это – не просто право Церкви, но ее прямой долг...».

Он подчеркивал, что «отлучение от Церкви не есть нарушение свободы совести. Ни в каком толковании свобода совести не предусматривает, что религиозная община обязана принимать в свои члены человека противоположных взглядов. Свобода совести предполагает, что ни одна община не должна завлекать людей силой или обманом, а также, что она не должна насильно удерживать у себя тех людей, которые решили ее покинуть. Собор, закрыв церковные врата перед сектантами, не совершил ни того, ни другого нарушения свободы совести».

Однако Кураев прямо указал, что обыденный язык не всегда совпадает с языком церковным. Так было всегда, но особенно резко это расхождение прочертилось в последние десятилетия, когда люди были лишены возможности освоить язык христианского богословия хотя бы в объеме воскресной школы. Отсюда – и возникающие серьезные недоразумения.

Известно, что на богословском языке отлучение от Церкви есть анафема. И, соответственно, верно обратное определение: анафема есть не что иное, как отлучение от Церкви. «Но обыденный русский язык еще с древности понимал иностранное слово «анафема» как «проклятие» (так оно и дается, например, в словаре Даля и в «Словаре древнерусского языка» под ред. Р.И.Аванесова). И нравственное чувство многих людей совершенно естественно возмутилось: как может Церковь, являющаяся для мира источником Божественных благословений, стать источником проклятий?» – констатирует Кураев.

Он же отмечает, что в силу многих причин «оказалось так, что интеллигенция России уже несколько веков лучше наслышана о западной богословской мысли и церковной практике, чем о своей, православной. Рясу православного священника чаще называют по-католически – сутаной. Вместо «батюшка» к нему обращаются на католический же манер «святой отец».

Соответственно, со времен Льва Толстого стало уже традицией антиправославной полемики приписывать православию католические взгляды и практики. То, с чем сама наша Церковь не согласна и что она отрицает, ей же вменяется в вину.

Один из пунктов расхождения православия и католичества – это как раз вопрос о том, что означает анафематствование. Православное богословие считает, что анафема – это отлучение от Церкви, отделение от таинственной жизни церковного тела. Католики именно в своем богословском, а не просто обыденном языке полагают, что анафема – это не только отлучение, но и проклятие.

В восприятии православной традиции публичное отлучение – это свидетельство о том, что Церковь не узнает своей веры и своей святыни в трудах или в жизни такого-то человека. Здесь нет желания зла отлучаемому, есть скорее предупреждение его ученикам. В латинской же практике анафема понималась именно как проклятие конкретного человека.

Поэтому Кураев пишет: «Чтобы понять, сколь велика разница между православным и латинско-рериховским пониманием анафемы, предлагаю сопоставить несколько текстов. Один – определение Синода об отлучении от Церкви Льва Толстого. Остальные же представляют собою экскоммуникационную практику католичества.

Самый ранний текст относится к XI в. Его центральная часть звучит так: «Да будет проклят он солнцем, и луною, и звездами небесными, и птицами, и рыбами морскими, и четвероногими, и травами, и деревьями, и всеми Христовыми творениями! Да будет труп его оставлен на пожрание псам, и да не будет он погребен! Да ниспошлет Господь на него глад и жажду, и гнев и муки и напасти злых ангелов, пока не попадет он в глубины ада, где вечный мрак, неистощимый огонь, вечный дым, печаль без утоления и где изо дня в день растет всяческое зло!.. Да будут сыновья его сиротами, и жена его вдовою! Пусть сыновья его в содрогании нищенствуют, будучи изгнанными из жилищ своих!»

Далее Кураев приводит образцы еще более жестких католических анафем, вынесенных в последующие века, «и напутствия, которыми католическая церковь провожает людей, уходящих от нее, не становятся более евангельскими». Эта традиция «отлучения через проклятие» дожила в западной церкви как минимум до начала ХХ века.

И эту «латинскую традицию» Кураев предлагает сопоставить со знаменитым «отлучением Льва Толстого». Вот полный текст Синодального определения от 22 февраля 1901 года:

«Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть ее и поколебать в существенных ее основаниях, утверждающихся на вере во Христа, Сына Бога Живаго. Но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви святой, которая пребудет неодоленною вовеки. И в наши дни, Божиим попущением, явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой. Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей его Матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая. В своих сочинениях и письмах, во множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует, с ревностию фанатика, ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской: отвергает личного живого Бога, во Святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа – Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человек и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святаго Духа, и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию. Все сие проповедует граф Лев Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем не прикровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковию Православной. Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствуем пред всею Церковию к утверждению правостоящих и к вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого. Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он, в конце дней своих, остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословения и молитв Церкви, и от всякого общения с нею. Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины. Молимтися, милосердый Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь».

Кураев также напоминает, что ни в одном из храмов не возглашалась анафема Льву Толстому. Все было гораздо менее торжественно и более прозаично: газеты опубликовали Послание Синода, а «обряд анафемы Толстому придуман Куприным для большей привлекательности соответствующего рассказа».

Поэтому и сегодня, отвечая на послание Сергея Степашина, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон говорит: «Церковь с огромным сочувствием относилась к духовной судьбе писателя. Ни до, ни после его смерти никаких анафем и проклятий, как утверждали 100 лет назад и утверждают сегодня недобросовестные историки и публицисты, на него произнесено не было. Православные люди по-прежнему почитают великий художественный талант Толстого, но по-прежнему не приемлют его антихристианских идей».

«И все же сострадательное сердце любого христианина, читающего художественные произведения великого писателя, не может быть закрыто для искренней, смиренной молитвы о его душе», – пишет в заключение священник.

Темы: Православная церковь в России, Религия и межконфессиональные отношения в мире, История Российской Федерации
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 21.11.2010, 09:15
    Гость:

    21.11.2010 01:06dflbv
    2plp
    Кстати, не понял фразы насчет уживчивости. Вы считаете, что русские в Чечне или в Таджикистане проявили чрезмерную неуживчивость?
    ...
    Ну и и где я это утверждал за несколько лет на форуме? Для мира и добрососедства нужно обоюдное стремление к ним, просто желания маловато будет. В религии тоже: не "лечите" меня в агрессивной манере и я буду уважительным оппонентом или вообще промолчу - оставлю Вас со своей Совестью, которая для меня и есть Бог

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 21.11.2010, 09:03
    Гость:

    21.11.2010 00:17 Елка "plp: Ну, и Слава Богу! Раз не намерены хаять. И со всем "интернационалом" умеете дружить. Может и мою православность как-нибудь потерпите? :)"
    ...
    Чёж не уважить... если это Вас успокоит, то вот: помню к станине моей колыбели был привязан нательный крестик "Спаси и сохрани" потом подрос колыбель (люльку) убрали положили обакновенную сетку сматрацем, а крестик так и оставался так чуть не до второго класса пока не перенос размеры ложа. Позже я узнал историю своего крещения. "Не буду с нехристем водиться!" - категорически заявила кандидадка в сиделки с младенцем. Тогда, в середине 50-х не было отпуска по уходу за ребёнком, асвои бабки тётки были далеко. Яслей хватало, но с 1 года. Крестили. Последний раз видел свой крестик незадолго до перезда родителей на новуюквартиру в 88-ом: переезд = полпожара. Так что терпимости и уважительности мне не занимать - и натерритории Храма и рядом правила соблюдаю неукоснительно, дабы не оскорблять прихожан.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 21.11.2010, 01:34
    Гость: Александр (Астрахань)

    Я немного выпал из разговора и вот сейчас читаю ваши письма.
    Видно, что Вы все очень грамотные и начитанные люди. Но давай те же все поймем, что у каждго своя правда, своя вера, и свои убеждения. Может правильнее будет не спорить друг с другом, а дополнять наши общие знания.
    plp; dflbv;
    Не надо спорить о том во что верить. Пришло время когда русским надо просто знать (или вспомнить). Оглянитесь - мы ведь вымираем. И в то же время сидим сейчас за компами и оскорбляем друг друга, обвиняя в невежестве.
    Несомненно то, что у каждого из нас есть знания, так давайте соберем это все в единое целое и попробуем разглядеть истину, хотя бы одним глазом.
    То, что идут подобные споры - это хорошо. Это значит, что мы еще не очерствели!
    yoda_81@mail.ru

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 21.11.2010, 01:06
    Гость: dflbv

    2plp
    Кстати, не понял фразы насчет уживчивости. Вы считаете, что русские в Чечне или в Таджикистане проявили чрезмерную неуживчивость?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 21.11.2010, 00:57
    Гость: dflbv

    "Культ Перуна бога дружинной знати был введен Добрыней на северной окраине Руси в Новгороде." Т.е. незадолго до принятия христианства. "Стрибог был по всей вероятности богом неба. Мокошь была единственным женским божеством и, очевидно, олицетворяла женское начало природы" Нашел сходу Рыбаков Мир истории стр.142-143. Такие скудные познания у академика.
    Дальше, по поводу веры. Ислам с его огнем захватывает все новые пространства и люди готовые на жертвы легко завоевывают улицы наших городов да и европейских и при таком молчании ягнят скоро придется учить вашим потомкам коран. Почитайте работы рэнд корпорации. Этот огонь в исламе зажгли и раздувают, не только исламисты. В христианских народах этот огонь старательно тушат и главная проблема для русской молодежи, кто пойдет за клинским или какое средство от прыщей эффективнее.
    Так же идеи инди-зма ведут к вырождению христ-х наций. Если вы считаете что стать оранусом это цель всякого человека, то мне вас жаль, да и гибельно в перспективе.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (97)
]]>
]]>
Выбор читателей
«Курск» был все-таки потоплен «Мемфисом»?
Панорама Себежа с Петрова Вала © KM.RU, Елена Колебакина
Основа российской государственной традиции — земля первична, а народ вторичен
Арбузы © KM.RU
В России могут ввести запрет на импорт азербайджанских товаров
Нефть, помидоры, торговая мафия: Москва ищет болевые точки Баку в России
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Свободный полет feat. Илья Берман «Гарсонка»
Metalite «A Virtual World»
Сталин, церковь, сверхмодерн
«Пикник», 9 июля, Теплоход «РИО-1»
«Пикник» с симфоническим оркестром, 22-23 марта, Crocus City Hall
SaveDave «Продолжение вас»
«Согласно новой доктрине, мы имеем право наносить ядерные удары по странам, которые поставляют Украине оружие»
Тоскарабочегокласса «Аврора» (интернет-сингл)
ОбщПит «Питание общего режима» (компакт-кассета)
О борьбе с империалистическими нарративами
Первый «конь» или как выбрать свою первую машину
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.