Инвалиды достучались до власти

Не прошло и нескольких дней, как президент России Дмитрий Медведев выступил перед Федеральным Собранием с ежегодным посланием, а чиновники взялись помогать детям, инвалидам, подросткам, студентам. Одним словом, всем, кто в этом нуждается и без указаний президента. К тому же 3 декабря – Международный день инвалидов. И вот российские вузы обеспокоились тем, насколько комфортно абитуриентам и студентам с ограниченными возможностями поступать и обучаться в стенах университетов.
Руководство ведущих российских вузов уже задумалось над тем, как улучшить информацию, представленную на их официальных сайтах, чтобы помочь абитуриенту-инвалиду найти свой университет, в котором он сможет учиться. Данный вопрос был поднят в ходе круглого стола «Вузы без барьеров».
«Мы с МГУ ведем последовательную борьбу за повышение прозрачности российских вузов. Давайте подумаем над тем, насколько мы можем представить в Интернете свои образовательные программы, своих ученых, показать структуру вуза, чтобы человек, которому сложно передвигаться, смог увидеть, что ему надо именно в этот вуз», – цитирует [http://rian.ru/ РИА «Новости»] заявление ректора НИУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Он отметил, что на сегодняшний день Россия отстает от других стран по числу инвалидов, которые ведут полноценную экономическую жизнь в обществе. «Для того, чтобы люди с ограниченными возможностями нашли бы себя и стали полноценными работниками, важную роль в этом играет вуз. Мне кажется, что каждый руководитель университета должен откладывать определенную часть (например, 20%) средств, которые у него есть на ремонт, на создание условий для обучения студентов-инвалидов», – заявил ректор НИУ-ВШЭ. При этом немаловажен и вопрос строительства доступного общежития.
По словам руководителя проекта «Социальный навигатор» Ирины Ясиной, обеспечение доступности вузов для инвалидов – одна из многочисленных проблем. Помимо этого, необходимы специально подготовленные педагоги.
В свою очередь, ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий заявил, что студенты-инвалиды обладают большими возможностями, однако для их реализации необходима комфортная среда. «Эти ребята просят: не надо говорить, что мы – с ограниченными возможностями; у нас есть хорошие возможности, только помогите нам создать комфортную среду, а мы раскроем свои таланты», – сказал Садовничий.
«Это – талантливые ребята с сильным характером, которые стремятся жить полноценной жизнью, и общество обязано откликнуться на эту проблему и сделать все возможное, чтобы среда была так же доступна для этих ребят, как и для остальных», – подчеркнул ректор МГУ.
На сегодняшний день в России действует программа интеллектуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья «Талант преодоления». Она рассчитана на учащихся старших классов и выпускников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, зрения. В рамках проекта проводятся лекции, конкурсы талантливых детей среди инвалидов, создание компьютерных аудио- и видеопрограмм.
В минувший четверг Дмитрий Медведев обратил внимание министерства образования и науки на проблемы обучения слепых детей в школах. Глава государства потребовал решить все существующие проблемы. Поводом к тому, чтобы акцентировать внимание на частном случае, послужили многочисленные жалобы жителя Ростова-на-Дону Николая Писаренко. Мужчина направил главе государства в Twitter более 160 сообщений. Он рассказал президенту о нарушениях прав его слепой дочери, которая не может получить полноценное образование в школе.
Писаренко пожаловался президенту, что на сегодняшний день дети с инвалидностью практически изолированы от общества. Российская система образования предполагает, что они могут получить знания только в специнтернатах для инвалидов. «В моем сознании так поступают с преступниками, которых по решению суда изолируют от общества, а что касается российских детей с инвалидностью, то их изолируют от семьи и общества по решению российской системы образования, и с молчаливого согласия общества, которое не хочет видеть в повседневной жизни рядом с собой людей с инвалидностью», – пишет Писаренко в своем блоге в «Живом Журнале».
Что касается истории самого Писаренко, то его слепая дочь учится 7 лет в обычной школе. Все эти годы, по словам мужчины, для ее полноценного обучения не было условий. При этом ребенок хорошо учится не только в общеобразовательной школе, но и в музыкальной по классу фортепиано и скрипки. Она – лауреат международных, российских и городских конкурсов, рассказал Писаренко. У ребенка нет специальных учебников, нет прибора для письма по системе Брайля и соответствующей бумаги для письма; у нее нет технических устройств, которые компенсируют незрячему человеку отсутствие зрения.
Несмотря на то, что с января 2010 года ребенок зачислен на интегрированное обучение с предоставлением учителей-брайлистов, по сей день никаких учителей нет, пожаловался отец девочки. Писаренко упомянул, что ранее неоднократно обращался к министру образования Фурсенко, однако не получил ответа.
Бороться за свое право на достойные условия существования в обществе решили и инвалиды, проживающие в Москве. Они направили мэру города Сергею Собянину предложения по реализации в столице новых социальных проектов для повышения качества жизни инвалидов. В ответ Собянин потребовал от чиновников тратить на содействие трудоустройству инвалидов все выделяемые на эти цели средства.
«Мы собираем с предпринимателей 1,5 млрд руб., а тратим на инвалидов 1 млрд. Прошу эту сумму до копейки тратить на инвалидов», – передает [http://rian.ru/ РИА «Новости»] заявление столичного градоначальника.
Кроме того, остается нерешенной проблема приведения инфраструктуры Москвы в соответствие с европейскими стандартами. На сегодняшний день в городе большинство пандусов и других приспособлений для инвалидов устанавливается без соблюдения нормативов.
«Пандус существует, однако инвалид на коляске не может подняться по нему из-за большого уклона. Или светофор на переходе издает уведомительные звуки, но настолько тихо, что его невозможно услышать уже на расстоянии 5 метров», – цитирует [http://rian.ru/ РИА «Новости»] слова президента благотворительного фонда «Социальная адаптация инвалидов и молодежи» Татьяны Меляковой.
Во что выльются чиновничьи потуги, пока неясно. Важен факт: людям с ограниченными способностями нужна помощь, причем каждый день, а не только в Международный день инвалидов.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Для обучения инвалидов-студентов, не имеющих доступа к студенческой скамье в силу физической невозможности, нужны консультанты - преподаватели – инвалиды, которых выгоняют из ВУЗов на пенсию, как не имеющих возможности на равных соперничать со здоровыми работниками. Они поймут лучше друг друга, и будет польза обоюдная.
ВУЗы в интернете – вот решение проблемы! Все остальное в РФ показуха, как и многое другое в образовании. Плодим , например , бакалавров и магистров, а они никому не нужны! После этого еще и аспирантура нужна, в которую может поступить и специалист, но более подготовленный к практике и имеющий больше шансов защитить диссертацию. Где логика? Фарсы Фурсенко пора заканчивать!
Снежана Петрова! Сколько раз вам говорить, что врать нехорошо!
"Писаренко упомянул, что ранее неоднократно обращался к министру образования Фурсенко. Однако не получил ответа."
_
Нашел, к кому обращаться! Он бы еще Касьянова попросил о вспомоществовании, а у Новодворской совет, как похудеть.:))