Киев отрекся от Мазепы. Но лишь наполовину

Киевский городской совет принял решение о переименовании улицы Мазепы в улицу Лаврскую, сообщает ИА [http://un.ua/ «Украинские новости»].
Правда, только часть этой улицы. Что очень типично для новых украинских властей: делать шаг в правильном направлении, но – в угоду националистам – оставлять всегда либо двусмысленность, либо возможность идти на попятную. Ведь в результате хоть и обрезанная, но улица, названная в честь гетмана-предателя, в Киеве сохраняется.
Но все-таки благодаря решению Киевского горсовета в преддверии визита на Украину Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ликвидирован кощунственный парадокс: главная святыня русского православия, Киево-Печерская лавра, последние три года находилась на улице, названной именем отлученного от Церкви предателя Мазепы.
Как известно, в 1708 году Иван Мазепа был предан анафеме Православной церковью за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому царю, а также за то, что позволил осквернять православные храмы шведским солдатам, допущенным им в пределы Украины. Кроме того, Мазепа, как заявляли священнослужители, был склонен «к пороку и безнравственности», поскольку «предавался греху блуда».
Как утверждают историки, сама Лаврская улица возникла на известном со времен Киевской Руси Ивановском пути, который соединял Подол с Печерском. Ее начальный отрезок пролегал по исторической местности Долгая Нива. В этой местности находились село Берестово с загородным дворцом киевских князей, Печерский и Никольский монастыри. Здесь сохраняется красивая церковь Спаса на Берестове, построенная еще до 1072 г., в которой покоится прах великого киевского князя Юрия Долгорукого, основателя Москвы.
С начала XIX века улица носила имя Никольской – в честь Николаевского военного собора. Здесь служили молебны в память о погибших военнослужащих, а в дни военных побед сюда приходили поставить свечу за упокой души павшего воина его родственники. На высоких квадратных постаментах около храма были установлены артиллерийские орудия в память о защитниках родины.
После окончательной победы на Украине советской власти улица получила имя Январского восстания – в честь рабочих, сражавшихся против украинских националистов в январе 1918 года. Это название закрепилось вплоть до первых лет «оранжевого режима» Виктора Ющенко.
Как рассказывает украинская редакция Фонда стратегической культуры «Одна Родина», сейчас эта улица является своего рода духовно-исторической артерией, к которой кровно-духовно «подключены» памятные, архитектурные и культовые строения разных эпох. Начиная от метро «Арсенальная» и заканчивая парком Великой Отечественной, где установлена гигантская фигура Родины-матери.
«Вот лишь некоторые «адреса исторической памяти» по этой улице: дом № 15 – памятник Вечной Славы на Могиле Неизвестного Солдата; дома №№ 21, 25 – Киево-Печерская лавра, резиденция предстоятеля УПЦ митрополита Киевского и всей Украины Владимира (в частности, дом № 21 – Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник); дом № 27 – памятник воинам-афганцам; дома №№ 38-40 – часть памятника «Цитадель киевской крепости», валы цитадели (конец XVII в.); дом № 44 – мемориальный комплекс «Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». На этой же улице можно увидеть еще более 10 домов, связанных с историей и культурой Киева. Не забудем и Верхние Московские ворота (1765), возведенные как южные ворота Печерской крепости и ориентированные в сторону дороги, ведущей на Москву».
«Чисто визуально, когда вы идете от станции метро «Арсенальная», подходите к главным лаврским воротам, Свято-Троицким (которые находятся от вас по левую руку по ходу движения), то впереди вы постоянно видите, как улица словно упирается в красивое монастырское строение, центром композиции которого является храм преп. Феодосия Печерского (1698-1702). Это – дом № 32 по данной улице. И есть некая символика в том, что когда этой знаменитой улице национал-патриоты с подачи Ющенко дали имя анафематствованного Мазепы, видимый нам собор был захвачен раскольниками-филаретовцами, именующими себя «Киевским патриархатом».
Против присвоения улице одиозного имени предателя и кровосмесителя Мазепы сразу заведомо выступал Священный синод Украинской православной церкви, а также православная общественность Украины. Задолго до переименования священнослужители Киево-Печерской лавры обращались в Киевраду с просьбой о переименовании улицы в Лаврскую, но им отказали. «Нам ответили, что уже есть Лаврский переулок, поэтому улицу так называть не станем. А как же можно ее назвать в честь Ивана Мазепы, если он отлучен от Церкви?! Он изменил клятве верности перед Богом!» – заявил тогда казначей лавры о. Варсонофий», рассказывает [http://odnarodyna.ru/articles/4/1276.html «Одна Родина»].
Факт отлучения от Церкви своего духовного предшественника тревожил и самого Виктора Ющенко. Почти одновременно с переименованием улицы в улицу Мазепы он обратился и в Московскую патриархию: дескать, не сняли ли за давностью лет отлучение с предателя-гетмана? По слухам, на Украине в 1918 году якобы такое решение принималось.
Однако, как тогда заявил [http://www.interfax.ru/ Интерфаксу] секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов, слухи эти не подтверждаются. На самом деле в 1918 году Патриарху Тихону действительно поступало обращение с просьбой рассмотреть вопрос о снятии анафемы с Мазепы, однако совещание епископов в рамках проходившего тогда в Москве Поместного собора Православной российской церкви пришло к выводу, что для рассмотрения этого вопроса «нет достаточных канонических и исторических данных».
В то же время, отметил Балашов, епископы постановили, что если со стороны проходившего тогда же в Киеве Всеукраинского церковного собора последует официальное обращение по поводу снятия анафемы с Мазепы, для его рассмотрения будет создана специальная комиссия. Такого обращения не поступило, и вопрос был снят с рассмотрения. «Таким образом, снятия анафемы не было, что не исключает того, что этот вопрос может быть рассмотрен компетентными канонистами и историками в будущем», – резюмировал протоиерей Николай.
Собственно, компетентные историки уже неоднократно разбирали биографию этого исторического персонажа. Вот какую оценку дает Мазепе отнюдь не советский, и даже не «москальский» историк Николай Костомаров (которого, кстати, Советская историческая энциклопедия аттестует как «украинского буржуазного националиста»): «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому ее врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и еще беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым еще недавно льстил и унижался».
Костомаров в данном случае имеет в виду фаворита царевны Софьи Василия Голицына, который фактически сделал Мазепу гетманом. Зато Мазепа сразу после падения Софьи и ссылки Голицына подал на него Петру развернутый и подробный донос, чем сразу завоевал расположение молодого царя.
Итог жизнедеятельности Мазепы Костомаров подводил так: «Гетман Мазепа как историческая личность не был представителем никакой национальной идеи. Это был эгоист в полном смысле этого слова. Поляк по воспитанию и приемам жизни, он перешел в Малороссию и там сделал себе карьеру, подделываясь, как мы видели, к московским властям, и отнюдь не останавливаясь ни перед какими безнравственными путями. Самое верное определение этой личности будет сказать, что это была воплощенная ложь. Он лгал перед всеми, всех обманывал – и поляков, и малороссиян, и царя, и Карла; всем был готов делать зло, как только представлялась ему возможность получить себе выгоду или вывернуться из опасности».
Более того, предавая царя и Россию, гетман отнюдь не искал, как врал своим старшинам, какой-то независимости для Малороссии (слово «Украина» тогда не употреблялось даже Мазепой). По договору с королем Польши Станиславом вся Украина и Северщина с Черниговом и Смоленском присоединялись к Польше, а Мазепа становился правителем полоцких и витебских земель (т. е. подальше от Украины?! – Прим. КМ.RU) на правах герцога Курляндского.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Что за недоносок писал эту статью. Открой историю критин. После Мазепы в Киеве до сих пор осталось несколько церквей, в том числе и в Лавре.
И Петр 1 был такой высокоморальный человек! Население россии на треть сократил.
09.07.2010 18:26pto Киянин
И опять Вы съезжаете с темы. Я хоть одно слово про анафему сказал? Нет! Я говорил про многократное предательство Мазепой людей (в том числе и царя), облагодетельствовавших ЛИЧНО его.\\\
Уважаемый Р, вы для пущей объективности вспомнили бы Екатерину Вторую, которую вытянули из Мухосранска и сделали российской императрицей, а она взяла и предала своего муженька, организовав против него заговор. Можете вспомнить Александра Первого, который хоть лично и принимал участия в заговоре против родного отца, но был в курсе него. Вы бы сначала в своих правителях разобрались, а потом уже к нашим лезли. Или у вас заговоры против мужа и родного отца предательством не считаются?
...а если печатается,значит есть и читатель.Вывод...конечно не все на Украине питают большую любовь к России,но и далеко не все СТРЁМЫ...
"..за мирские анафема не накладывается" - М,да уж....этот отукраинизированый "украинец" под ником STREAMER даже не понимает о чём разговор.Или виляет как блудница задом..." в вопросах веры,политическое или просто бытовое ...предательство остаётся предательством.В украинцах такие вот СТРЁМЫ и Киевы упороно воспитывают ...предательство.Во всем,всегда...а потом стенают - "ах,9 из 10 книг на Украине печатается на русском языке"